Найти тему
Последний романтик

Вкладыши и биржа фантиков 80-х

Долгое время выпуск жвачки в СССР был под запретом. Бытовало мнение, что жевание впустую — вредно для здоровья. Дескать, желудочный сок выделяется, а переваривать нечего. К тому же жвачкой можно подавиться.

И, вообще, это элемент западной культуры такой же, как джинсы или рок-н-ролл. Но запретный плод сладок. Жвачку нелегально завозили в небольших количествах и она была дефицитом. Поэтому, в конце 70-х, в Советском Союзе решено было производить свою.

Советская жевательная резинка
Советская жевательная резинка

Стоила такая 50 копеек за пачку, в которой было пять пластинок. Мне больше всего нравилась клубничная, но покупала мама мне её редко.

В середине 80-х иностранной жвачки стали завозить больше. Продавали её обычно на базаре по дикой цене — 1 рубль за штучку. Мне никогда не покупали. Но других детей родители иногда баловали и в школе стали появляться вкладыши — картинки, которые были вложены в жвачку.

Импортная жвачка со вкладышами
Импортная жвачка со вкладышами

Это, надо сказать, был сильный маркетинговых ход! Так как во многом из-за вкладышей дети и выпрашивали у родителей эти дорогие жвачки.

Их стали коллекционировать, играть на них и меняться. В какой-то момент вся школа была полна этих фантиков. Очень скоро и у меня скопилась своя коллекция вкладышей. Я носил их в специальной коробочке.

Коллекция вкладышей
Коллекция вкладышей

Один раз я оставил её в кармане своего школьного пиджака и убежал на перемену. А когда вернулся, коробочки в кармане не обнаружил. Это был очень неприятный инцидент. С воровством учителя строго боролись.

Но по этому случаю я не стал обращаться к классной, так как и увлечение вкладышами она, мягко говоря, не одобряла.

В тот день я был очень расстроен. Как будто потерял всё, что было нажито непосильным трудом. Не на что было сыграть. Нечего было обменять.

Но друзья, как всегда остаются друзьями: на следующий день один друг подарил мне три "дональда", второй — помятую "турбу", третий — два "финала". И, вуаля, я снова на коне!

На ближайшей перемене я побежал на третий этаж. Там, в самом дальнем от учительской месте, собирались богатые коллекционеры вкладышей. Шёл бойкий торг и азартная игра. Мне повезло — за один из моих дональдов коллекционер выложил две турбы. Ему именно этого не хватало в коллекцию. Обычный же курс был — три дональда за турбу.

Потом я удачно сыграл. И снова выгодно поменялся. И снова, и снова... К вечеру моя коллекция была не меньше, чем утраченная накануне.

Через некоторое время увлечение вкладышами пошло на спад и я поменял свою коллекцию на несколько мутных черно-белых фотографий. На них были изображены Ниндзи, Шварцнейггер и Сильвестр Сталлоне...