Найти в Дзене

Как мы в Sciencely помогаем детям прикоснуться к науке

Оглавление

В школе Ася хотела быть сначала физиком-ядерщиком, потом врачом, а в итоге поступила на биологический факультет МГУ. Решив сначала заниматься поиском лекарств для онкологических больных, она внезапно выбрала кафедру позвоночных – и следующие 8 лет посвятила исследованию косаток на Камчатке. Сейчас она читает лекции капитанам дальневосточных судов, рассказывает туристам о косатках и мечтает открыть на Камчатке школу, где местные дети могли бы изучать морских млекопитающих.

Но большую часть своего времени Ася посвящает детям. Она считает, что ребенку нужно как можно раньше начинать рассказывать о том, что его окружает.

Интервью с Асей Данишевской, ведущей и автором научных программ Sciencely.

Мертвые души медицинского будущего

Я училась в физико-математическом классе и сначала мечтала стать физиком-ядерщиком. Мы даже с одноклассниками ходили на открытые лекции на физфак МГУ и в Физтех, писали олимпиады. Но в 11-м классе я поняла, что хочу стать врачом. Документы подавала во все три "меда". Я была уверена, что поступлю, но на всякий случай подала документы еще и на биофак и психфак МГУ.

И вот тут случился поворотный момент. Это был 2012 год, известный скандалом во Втором меде (РНИМУ им. Пирогова - прим. ред.), когда в первую волну в списках на зачисление 75% фамилий оказались мертвыми душами. Тогда за эти махинации был уволен ректор, а на меня ситуация произвела неизгладимое впечатление: я поняла, что не готова учиться в медицинском вузе.

-2

Неотвеченный вызов судьбы

Сдав все экзамены (школьные и внутренние в МГУ), я как-то сидела в своей комнате в расстроенных чувствах и разбирала завалы: будущее было туманно, я смутно представляла, где буду учиться и кем вообще хочу стать. Раздался звонок телефона, но я не взяла трубку: номер был незнакомый. Потом позвонили еще два раза, и я решила проверить номер в интернете. И выяснила, что он принадлежит приемной комиссии биофака МГУ. На следующее утро мы с мамой ровно в 9:00 позвонили по номеру. Сотрудник приемной комиссии не упустил случая немного пошутить и посмеяться надо мной (“я, говорит, не знаю, звонили мы вам или нет”), но в итоге сказал приносить документы и проходить медкомиссию - я поступила!

-3

На биофаке я сначала выбрала кафедру иммунологии, так как хотела спасать мир от рака. Но выяснилось, что студенты там целыми днями сидят в лаборатории и капают в пробирочки. Это было не для меня: я еще со школы привыкла к поездкам, путешествиям и экскурсиям. С 5 класса мы регулярно ездили волонтерами в Окский заповедник, в котором живут зубры и журавли. Во многом это сформировало мое отношение к природе, наблюдательность и осторожность. Меня поразило, с какой любовью сотрудники относятся к животным, дорожат и ухаживают за ними. От волонтерства было ощущение чего-то очень важного и нужного.

Это отношение к природе я всегда старалась транслировать детям, став ведущей биологических программ в Sciencely.

Когда мы делали программу про то, как ученые в заповеднике “Брянский лес” ухаживают за медведями-сиротами, то хотели дать детям понять, в чем важность работы по спасению диких животных. Ведь не каждый для этого поедет в “Брянский лес”. А мы делали такую программу в центре Москвы!
-4

Погоня за звуками

В итоге я оказалась на кафедре зоологии позвоночных. Это получилось тоже во многом случайно - мне посчастливилось услышать рассказ про уникального, практически единственного в России специалиста, которая занимается изучением косаток. Именно к ней я и пошла учиться и писать диплом.

Я не из тех девочек-студенток, кто хочет заниматься “кошечками и дельфинчиками”. Я понимала, какая это тяжелая работа - изучение морских млекопитающих. Но реальность превзошла даже мои вполне трезвые ожидания.

Первые два летних сезона на Камчатке прошли вообще как в тумане. Таскать 100-килограммовые моторы для лодок? Done. Работать по 2 месяца в небольшом коллективе практически без связи? Done. Не понимать ничего в поведении косаток и вообще даже почти не видеть их? Done. Но потом все стало получаться. Я собирала акустические данные, то есть слушала и записывала звуки косаток и фиксировала разные виды их деятельности в этот момент. Звуки у этих млекопитающих очень разные и часто странные. Они похожи на мяуканье, лай, плач младенца, скрип дверей, трели тропических птиц, сигнализацию…

-5

Врачи - это что-то особенное

Я иногда заглядываю на наши медицинские программы в Sciencely и пытаюсь представить себя врачом. И каждый раз понимаю, что у меня нет сожаления об упущенной возможности.

Наиля Джавахян - автор и ведущая наших медицинских кружков. Мы с ней долго работали в одной команде, а несколько лет назад вели вместе медицинскую смену в Летних лабораториях. Я смотрела на нее и понимала - вот настоящий врач. Наиля - практикующий челюстно-лицевой хирург в Первой градской. Я понимала, что у врача есть какие-то важные качества, которых у меня точно нет. Например, безаппеляционность или, лучше сказать, безоговорочная уверенность в том, что ты делаешь. Это другой уровень профессионализма, когда на кону стоит человеческая жизнь.

Наиля одинаково серьезно, увлеченно и естественно работает что с человеком, что с манекеном. И дети это отлично понимают - и им реально кажется, что они спасают жизни.

Мы помогаем детям пробовать и делать осознанный выбор

Детям нужно как можно раньше начинать рассказывать о том, что их окружает. Дело не в том, чтобы рассказать им про лягушек и поселить безумную любовь к этим животным. Суть в расширении общего кругозора. Я уже училась на биофаке, когда познакомилась с кружком юных натуралистов при Зоомузее МГУ, в котором учатся школьники. Они дважды в неделю ходили на лекции, ездили на практики и в экспедиции. Меня это поразило - и я поняла, что у меня в детстве такого не было. Может быть, поэтому я так колебалась и не могла понять, кем я хочу стать и где мое призвание.

-6

Здорово, когда дети с раннего возраста получают информацию из первых уст от людей, которые занимаются натуралистическими исследованиями, которые этим живут. На примере биологии дети учатся организовывать свою жизнь, жизнь других людей, работать в команде, жить неделями вдалеке от родителей. Они возвращаются из экспедиций другими людьми, меняются на глазах. Уже в средней школе ребенок может быть разумным, открытым к новому, способным самостоятельно принимать решения.

Что-то подобное мы стараемся делать в Sciencely, особенно в наших Летних городских лабораториях - это пятидневные смены, во время которых дети делают эксперименты, играют в активные игры, общаются со сверстниками и молодыми учеными. Можно выбрать химию, биологию, физику или медицину. На наши программы и в Летние лаборатории может прийти любой ребенок. Это такая ненавязчивая возможность попробовать что-то новое и понять, нравится это тебе или нет.

-7
Sciencely - это для тех, кто не знает, что им интересно и кем они хотят быть. И важно, что программы делают и ведут не многоопытные педагоги, далекие от естественных наук, а вчерашние студенты, которые совсем недавно прошли через это сами.

Мы даем возможность всем детям от 5 до 14 лет попробовать разные естественные науки, причем делаем это спокойно, без какой-то обязаловки, не так, как будто это должно решить их судьбу.

-8

Богатство под ногами

Я мечтаю открыть на Камчатке детскую летнюю школу для изучения морских млекопитающих. Мне представляется большой дом с видом на Авачинскую бухту, несколько внедорожников и моторных лодок. Но эта школа должна быть именно для местных ребят: они не знают, что у них есть такое природное богатство, зачем оно и что с ним делать.

-9

Дети научили меня бережному отношению к окружающему миру и друг к другу. Ведь они всегда делятся, всегда готовы взаимодействовать, делать что-то вместе. С возрастом это теряется, и мы начинаем оберегать сами себя от всех вокруг.

Я за то, чтобы делать мир вокруг себя чуточку лучше, начать с подъезда, сквера, улицы. Часто собираю чужой мусор и не считаю, что я кому-то делаю одолжение. Куда бы ни пришла - всегда готова сделать чуть больше, отдавать, привносить что-то новое.

А если вы хотите, чтобы ребенок заинтересовался наукой, приходите на наши Летние городские лаборатории по химии, биологии, физике и медицине. Они проходят в будни в Культурном центре ЗИЛ в Москве каждую неделю. Пять дней мы ставим эксперименты, исследуем, общаемся, играем и находим новых друзей.

Возраст 10+