Вся борьба и борьба человека в Церкви Воинствующей имеет один смысл и цель, победу над организованным злом, которое есть отрицание божественной воли. Все индивидуальные сопротивления, которые вызывают и заставляют нас становиться предателями и отрицателями, называются искушениями и имеют своим источником различные причины. Их имя также раскрывает часть их качества, потому что, сражаясь и сражаясь, мы приобретаем опыт войны, а также познаем тайны божественной справедливости, «духовного закона», которым наш Господь управляет своим творением. Форм искушения много, но цель у них одна. Чтобы показать нас трусами и неверующими перед Богом и лишить нас благ, обещанных верующим, а именно «воскресения и жизни». Каждое возникающее искушение не является бесцельным или случайным, как это можно считать, но это также не продукт злого умысла только того, кто его вызвал, будь то демон или человек. Те, кто вызывает и передает искушения, обычно известны и разнообразны. Искушения, однако, не являются делом их собственной силы, а уступкой Бога, Который правит и направляет все. Если «волосы на голове нашей все сочтены» (Мф. 10, 30) и «все зависит от милости Божией, а не от воли и усилия человека» (Рим. 9, 16), то поистине «человек ходит в своих жизнь, как бледный образ, и напрасно смущается» (Пс. 38, 7). До сих пор мы приводили мнения наших Отцов о них и о том, что происшествия, происходящие с человеком, суть плоды его собственных смыслов или действий. либо демон, либо человек. Те, кто вызывает и передает искушения, обычно известны и разнообразны. Искушения, однако, не являются делом их собственной силы, а уступкой Бога, Который правит и направляет все. Если «волосы на голове нашей все сочтены» (Мф. 10, 30) и «все зависит от милости Божией, а не от воли и усилия человека» (Рим. 9, 16), то поистине «человек ходит в своих жизнь, как бледный образ, и напрасно смущается» (Пс. 38, 7). До сих пор мы приводили мнения наших Отцов о них и о том, что происшествия, происходящие с человеком, суть плоды его собственных смыслов или действий. либо демон, либо человек. Те, кто вызывает и передает искушения, обычно известны и разнообразны. Искушения, однако, не являются делом их собственной силы, а уступкой Бога, Который правит и направляет все. Если «волосы на голове нашей все сочтены» (Мф. 10, 30) и «все зависит от милости Божией, а не от воли и усилия человека» (Рим. 9, 16), то поистине «человек ходит в своих жизнь, как бледный образ, и напрасно смущается» (Пс. 38, 7). До сих пор мы приводили мнения наших Отцов о них и о том, что происшествия, происходящие с человеком, суть плоды его собственных смыслов или действий. но уступка Бога, который управляет и направляет все. Если «волосы на голове нашей все сочтены» (Мф. 10, 30) и «все зависит от милости Божией, а не от воли и усилия человека» (Рим. 9, 16), то поистине «человек ходит в своих жизнь, как бледный образ, и напрасно смущается» (Пс. 38, 7). До сих пор мы приводили мнения наших Отцов о них и о том, что происшествия, происходящие с человеком, суть плоды его собственных смыслов или действий. но уступка Бога, который управляет и направляет все. Если «волосы на голове нашей все сочтены» (Мф. 10, 30) и «все зависит от милости Божией, а не от воли и усилия человека» (Рим. 9, 16), то поистине «человек ходит в своих жизнь, как бледный образ, и напрасно смущается» (Пс. 38, 7). До сих пор мы приводили мнения наших Отцов о них и о том, что происшествия, происходящие с человеком, суть плоды его собственных смыслов или действий.
Духовные отцы указывают пять основных причин, по которым Бог попускает нашим врагам сражаться с нами.
Первая причина состоит в том, что, сражаясь и сражаясь друг с другом, мы приобретаем различие между добродетелью и пороком.
Во-вторых, то, что достигается болью и войной, может стать и остаться стабильным завоеванием.
Вторник для нас, чтобы оставаться смиренными, после стремления к добродетели и справедливости, и не быть высокомерными.
В-четвертых, абсолютно ненавидеть зло.
Пятая цель состоит в том, чтобы, «когда мы будем равнодушны благодатью Божией», мы не должны забывать ни своей немощи, ни Бога, который помогает нам во всем. Так как Бог добр по природе или, вернее, самодобр и сверхдобр, он не содержит в своей благожелательной воле страдания или печали о своих творениях и особенно о человеке.
Страдания, поражающие нашу природу, являются следствием не божественного процветания, а божественной экономии и снисходительности. Если бы человек остался непоколебимым в первой и наиболее процветающей божественной воле, остальные были бы неизвестны, ибо в них не было бы места для исправления мятежного поведения. Непослушание и грехопадение человека извратили гармонию работы существ, и поэтому были применены другие идиомы божественной воли, которые уравновешивают теперь уже отступившую природу. Теперь все искушения, вызывающие нашу непрестанную борьбу, экономически разрешены Богом для нашего восстановления порядка, пока внутреннее, внешнее и окружение, из которых состоит наш мир, находятся в обращении и по отношению к себе, и по отношению к миру. Создатель. Коварный и коварный враг и мстительный диавол получил власть над нами, вследствие добровольной покорности ему первенцев, и немощи с тех пор человеческой природы. Таким образом, после грехопадения наше мнение исказилось, и мы приобрели «злую мысль» (ср. Быт. 8, 21), которая стала носителем нелепости и лукавства. В смысле покаяния, данного Богом, мы согласны в намерении. Однако в практическом применении вышеперечисленные факторы сопротивляются, и поэтому для достижения искупления было необходимо вмешательство и вспомогательная помощь. Вспомогательная поддержка, которая дана нам по милости Божией, — это «условные тяготы» (т. е. страдания, которые случаются с нами) божественного домостроительства для пробуждения и исправления, так как большинство элементов нашего существования действуют отрицательно. «Если бы мы исследовали себя,
По словам преподобного Максима Исповедника, «как дни сменяются ночами, а лето — зимами, так суета и наслаждения сменяются скорбями и страданиями, будь то в настоящем или в будущем» (Максим Исповедник, «Четыреста глав о любви»). , Сто Б, §65).
Боли и скорби были дарованы, чтобы расплачиваться за страстную жизнь здесь, иначе болезнь греха продолжалась бы и впредь, и спасение было бы потеряно. «Невозможно, — говорит опять святитель, — тому, кто согрешил, избежать грядущего суда, не претерпев здесь добровольных трудов или невольных страданий» (там же, выше, § 66); и в другом месте он повторяет: «никто должно обманывать вас только в том, что можно спастись, если вы раб удовольствия и тщеславия» (цит. выше, § 63).
«Когда приходит к вам искушение от неожиданного события, не обвиняйте того, от кого оно произошло, но ищите, почему оно произошло, и вы обязательно найдете средство. Потому что и от него, и от другого лица вы непременно испили бы горькую чашу наказаний Божиих» (цит. выше, § 42).
Другое толкование всеобщности искушений, говорит святой Максим. «Причинения (приступы) искушений случаются с другими для устранения грехов, которые были совершены. А другим для искупления грехов, которые сейчас совершаются. В других они происходят для предупреждения грехов, которые вот-вот будут совершены, кроме тех приступов искушений, которые совершаются для испытания, как в случае с Иовом» (там же, выше, § 45).
Отметим простой пример из повседневной жизни. Как христиане мы стараемся выполнять свои обязанности, но как бы мы ни старались, мы где-то проскальзываем, лишь бы не было безгрешности. Через покаяние мы, конечно, исправляем ошибки по своему усмотрению, но наше покаяние обычно недостаточно точно, чтобы устранить нашу вину, и поэтому долги остаются неоплаченными. Эти долги увеличиваются с течением времени из-за многих причин и причин, а также из-за нашей собственной слабости. Единицы становятся десятками, сотнями, тысячами и неизвестны нашему собственному суждению, тогда как по справедливости Божией они известны точно. Что теперь делать? Либо суровое и соразмерное покаяние в этой жизни, либо будущее осуждение после смерти, и в этом случае спасение теряется. Тогда в хозяйстве божья воля пошлет образование, что является «договорным сбором», непроизвольным болезненным симптомом, который пропорционален объему ошибок, и таким образом вызывается уплата, иначе спасение окажется под угрозой. Это способ поддаться искушениям.
Но вообще все скорби, отравляющие нашу жизнь, имеют такую природу, и мы, не понимая цели божественного промысла, гневаемся на лиц или вещи, вызвавшие события. Иногда они произошли не из-за наших ошибок, а из-за нашей собственной беспечности и наивности. Для того чтобы божественное всемогущество могло предотвратить ущерб, возможно, многократно, оно позволяет искушению препятствовать продвижению наших решений. Это так называемые «профилактические искушения». Бывают также «приобретенные» с причастием в восходящей и нисходящей форме. Один участвует в чужих искушениях, как, например, обидчик — в искушениях обиженных, клеветник — в искушениях оклеветанных, клеветник — в искушениях оклеветанных, и вообще искуситель в искушениях искушаемых. Это нисходящая форма причастия в искушениях.
В восходящей форме духовные Отцы своей молитвой удерживают искушения своих духовных чад и вообще тех, о ком молятся. Это также великие искушения святых и Христа, понесшего грехи мира и основавшего Церковь. Поэтому ни один искуситель не должен негодуть и роптать на другого, потому что он платит за свою небрежность или злобу.
Мы хотели написать о искушениях и их качествах, но не скрываем, что уже от описания почувствовали страх. Когда святая Мария Египетская исповедовалась авве Зосиме и рассказывала о тяжелых испытаниях пережитых ею искушений, на вопросы святого о них она сказала: «Авва Зосима, не заставляй меня подробно рассказывать о них, потому что я боятся, что они вернутся». То же самое касается всех, когда он говорит о них. Да избавит нас Бог от их быстроты и ярости, но как же быть, когда без них спасение невозможно? «Кого любит Господь, того наказывает и бьет всякое дитя, которое признает своим» (Притчи 3, 12). И снова «блажен человек, которого Ты, Господи, вразумишь и законом Твоим наставишь» (Пс. 93, 12).
Борьба с испытаниями не так трудна, когда присутствует божественная благодать. «Я убиваю и оживляю, раню и исцеляю, и нет никого, кто мог бы избавить (кого-то) из рук моих» (Второзаконие 32, 39). Когда материнский промысел благодати сокровенно присутствует и тяготит подвижника, все терпимо, потому что тот, кто воспитывает, есть в то же время и утешитель: «воспитывает для нашего блага, чтобы мы разделились в святости Его» (см. Евр. 12). , 10). Делается это в «естественных» искушениях, которые происходят либо от физической слабости и неопытности, либо от зависти врага, либо к духовному совершенству человека. Все это считается нормальными препятствиями, которые обязательно присутствуют на соревновательной стадии человека для завершения его исповеди. Во всем этом незримо таится поддержка благодати и тайно утешает борющихся, которые поэтому должны всегда иметь мужество. Но там, где есть «противоестественные» искушения, там борьба очень тяжелая и безнадежная, и мужество совершенно теряется, а отчаяние душит и обескураживает борющегося, пока он не ропщет, зачем он родился.
Господи, Иисусе Христе, постоянное утешение уповающих на Тебя, избавь нас от этой тьмы и исполни нас Твоего упования. Аминь.
Искушения «против природы» не только произведены замыслами врага, потому что он не имеет такой власти, но и являются результатом опрометчивости и гордыни, которые необоснованно принял человек. Небрежность в обязанностях бойца вызывает заброшенность, ибо он есть «знающий и незнающий», т.е. тот, кто, зная волю Божию, не применяет ее. Он позволяет себе попасть в руки своих врагов, чтобы унизить его, узнать, кто спас его и возвысил на уровень познания и благодати, и что это не его собственные достижения, так как без Христа «никто ничего не может сделать» (ср. Ин. 15, 5), и впредь будь смиренным и трезвым и не пренебрегай даром. Однако искушения тех, кто принял гордыню, жестче, потому что «Бог гордым противится» (Иак. 4, 6).
В этих искушениях особенно не хватает мужества. Человек чувствует себя совершенно беспомощным, и ни одна из его молитв не услышана. Он чувствует себя неприступным, а Бог кажется ему недобрым и жестоким. Остальные пути, вызвавшие божественное восприятие, теперь не помогают, и человек вкушает чувство ада и пьет горькие нити ада. Единственным утешительным элементом, который его сдерживает, являются слезы, если они есть, - ведь они тоже высыхают, - и глубочайшее унижение, нисходящее через разум, и крик «на дно ада». Здесь человек понимает важность «трудиться и охранять», ибо если он работает, но не охраняет, то он на собственном опыте узнает, что «ужасно впасть в руки истинного Бога» (Евр. 10, 31).
Святой Максим упоминает о четырех способах забвения, в которых ужасает жестокость искушений. Во-первых, «экономист», как это случилось с нашим Господом, который хотя и настойчиво просил отпущения грехов, но не был услышан, но был оставлен, чтобы он мог вернуть нас, оставленных, под отеческое попечение. Второй – «испытывающий», как это было с Иовом и Иосифом, чтобы Иов явился столпом терпения и доблести во всех поколениях, а Иосиф – чистоты и благоразумия. Третий — тот, чья цель — «учить», как у Павла, чтобы оставаться смиренным из-за избытка даров, а четвертый — для «отталкивания», как случилось с иудеями, чтобы они искали покаяния после того, как были наказан.
Каждое искушение становится благотворным, если его должным образом принимают страдающие. Понимание слов Библии, уверяющих, что «будут извержены во тьму, там будут плакать и скрежетать зубами» (Мф. 8, 12) тех, кто судится как отрицающих волю Божию, и тех, кто не терпит «до конца» испытания христианского исповедания, укрепляет ум и обновляет силы для терпения. Конечно, страдания, о которых было объявлено, что они ожидают отрицателей и предателей веры в Бога, не опровергнуты, потому что это не параболические, а твердые утверждения нашего Господа. И мучительнее всего известие о том, что мы отпали от божественной любви, потому что оскорбили и полностью отвергли отеческую привязанность нашего Спасителя, которая проявилась совершенно божественным образом. Я не думаю, что кто-то может это выдержать. «Он показал свою любовь до конца (в максимальной степени) тем, кто в этом мире принадлежал ему и любил их» (Ин. 13, 1). А сами от него совсем отказались!