"Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет десница моя". Эти пронзительные слова выточены на правой руке внука Михаила Шуфутинского – Ноаха (Noah). Он наизусть помнит псалом 137.
Ной предан Израилю навсегда и бесповоротно.
Вот зачем Михаил Шуфутинский эмигрировал в США, а не в Израиль? Теперь его семья разделена большим расстоянием. Один сын живет в России, другой пока в Америке, но планирует перебраться в Израиль.
"Король шансона" как-то рассказывал в интервью:
"Был у меня близкий товарищ Натан Пенсон. Мы с ним дружили, а иногда писали на стенах аnтисоветские лозунги. После шестидневной войны в Израиле у нас проснулся небывалый патриотизм".
Ну если проснулся патриотизм, то зачем надо было ехать в США?
Он уехал из СССР и вернулся в Советский Союз - 25 июня 1990 года. И первый его концерт был в Киеве во Дворце спорта. Тогда мы были еще единой страной.
"Как выяснилось, настоящие деньги здесь, а не там. Я заработал столько, что отдал $37 тыс., которые задолжал в Америке".
Поначалу он жил на две страны, но постепенно созрела мысль: остаться, обосноваться в России.
"Когда я вернулся, твердо сказал, если жить, то в России. Здесь мой язык родной, здесь моя страна. Америка не стала моей страной. Жить там я не могу..."
Да и потом, унизительно, наверное, было для него, после огромных площадок петь в ресторане. Особенно, если вспомнить, что в ресторане "Русская изба", на Брайтон-Бич, еле набиралось 20 человек.
И началась обратная эмиграция. В 1996 году вернулся в Россию и старший сын - Дэвид, обзавелся здесь семьей, стал заниматься продюсированием звука в кино. У него уже трое детей.
Михаил Шуфутинский - заслуженный артист России. С 2002 года по 2022 год ежегодно получал премии "Шансон года". Написал книгу "И вот стою я у черты"
Он выстроил роскошный дом в закрытом коттеджном поселке "Сапожок".
Все это певец заслужил своим трудом и талантом.
У него нет российского гражданства. Однако любимец публики имеет четкую гражданскую позицию. Не побоялся выступить в Крыму, за что Украина внесла его в "черный список".
В сегодняшние напряженные времена, присоединился к акции "Лучшим воинам Мира" Минобороны РФ. И перед выступлением обратился к собравшимся в зале.
" Все аплодисменты сегодня принадлежат вам, а также всем тем, кто сегодня в этом зале, всем ребятам – участникам боевых действий, всем победителям, я в этом уверен. Я искренне желаю всего самого доброго и благодарен вам безмерно, как и все мои близкие, вся моя родня, вся наша страна! Низкий вам поклон!".
Однако семья Шуфутинских разделена большим расстоянием. Младший сын Антон остался там, за океаном. И о приезде в Россию не помышляет.
"Мой младший сын - офицер армии Соединенных Штатов, для него это очень большая ценность. Он почувствовал, что такое Родина и как нужно к ней относиться".
И вот Антон Михайлович вместе с семьей теперь планирует эмигрировать... в Израиль.
"Потому что, наверное, – рассказывает отец, – как-то не все их там устраивает, в Америке".
А как же Родина, а где-же патриотизм?
"Не знаю, мы не говорим с ним о политике... о Байдене... избегаем разговоров на эту тему.
Женат Антон Шуфутинский на афро-американке с сефардскими корнями.
Счастлив в браке. Третьего сына назвали Захаром.
Детей своих родители отдавали учиться в еврейскую школу.
"Они с женой, прежде чем сделать такой выбор, посетили довольно много школ и решили, что еврейская школа кроме добра и хороший знаний, ничего другого не даст", – рассказывает дедушка.
Два внука Михаила Захаровича уже в Израиле.
Старший – Дмитрий, завершил службу в известной пехотной бригаде ЦАХАЛ "Гивати".
"Наконец-то могу сказать, что нашел свое место - где я хочу поселиться и учиться, жить и умирать", – уверен Дмитрий.
А вскоре репатриировался и его брат Ноах Шуфутинский и живет в любимом городке Гиват-Ольга.
Ной талантливый музыкант, исполняет рэп на иврите и на английском. И выступает под псевдонимом Westside Gravy. В 12-летнем Возрасте Ной вместе с дедушкой спел знаменитую "Таганку".
Трек Ноя "Диаспора" популярен и в Америке и в Израиле.
Есть у него и песня Hands Up High, которая имеет миллионные прослушивания на сервисе Spotify.
Ной, также как и брат влюблен в Израиль.
"...Нет другого места, в котором я хотел бы жить. Именно здесь я хочу построить свою творческую карьеру и создать семью. Израиль мне кажется очень семейной страной. В Америке, когда я приходил в синагогу, меня нередко спрашивали с опаской, что я тут делаю? Многим казалось странным присутствие рядом темнокожего парня. Если похожий вопрос мне задают в Израиле, то всегда тоном доброжелательного любопытства. Здесь меня понимают и поддерживают, и от этого радостно на душе".
Оказывается Ноах в Америке часто сталкивался с анtiсемитизмом.
"В детскому саду меня не приглашали на дни рождения из-за моего еврейства. В школе и колледже я часто слышал оскорбительные реплики и анекдоты про евреев. Я всегда реагирую на подобные вещи... анtiсемитские замечания не останутся без ответа. Я не собираюсь стыдиться своего еврейского происхождения".
Странно все же. В Америке есть анtiсемитизм?
Ему сейчас чуть больше 20-ти лет. Жизнь она длинная. Пройдут года и он "календарь перевернет и снова третье сентября". Не поменяются ли его планы в будущем, если даже его отец, которому скоро стукнет полтинник, решил начать новую жизнь, в другой стране.
Должны ли они проходить Гиюр? И станут ли они в Израиле своими? А что было бы, если бы Михаил Захарович сразу бы эмигрировал в Израиль?