Мое знакомство с популярной одно время трилогией Вероники Рот о постапокалиптическом обществе, имеющим строгое разделение на особые фракции во имя поддержания порядка, как обычно, началось с просмотра одноименного фильма. Вышла первая часть под названием «Дивергент», смотрелась захватывающе, очень было интересно, что дальше, а нового фильма ждать долго - пришлось обратиться к первоисточнику.
Для начала, пару слов обо мне для тех, кто еще не знаком со мной и этим блогом. Я огромный любитель постапокалипсиса и антиутопических миров. Предпочитаю, конечно, качественные и взрослые произведения на эту тему, но смотрю практически всё, что касается жизни после конца света. Фишка у меня такая. Иногда с удовольствием знакомлюсь и с такими вот YA-постапчиками, особенно если это можно не читать, а употребить в виде экшн-фильма вечерком. От таких историй я не жду ничего, кроме того, что там заявлено - истории, декораций постапа, пролюбовиумов/отцов-детей, визуала и, если повезёт, саундтрека, который выборочно пополнит мой плейлист.
В случае «Дивергента» обратиться к книге меня побудило любопытство по поводу дальнейших событий в этом мире после просмотра одноимённого фильма в кино. Но было бы странно читать сразу «Инсургента», минуя первую часть. Поэтому пошла по порядку.
Ниже публикую текст, написанный мной по горячим следам - сразу после прочтения, ещё в 2014 году, практически без изменений.
Итак, антиутопичный мир будущего, где общество находится под неусыпным контролем ради выживания всего человеческого вида. В зависимости от индивидуальных склонностей и особенностей характера каждый попадает в определенную фракцию со своими целями и задачами, чтобы остаться там до конца своих дней. Главная героиня Трис Прайор - разумеется, юная, чистая и хорошенькая девушка с нежной душой и красочными мечтами о насыщенной приключениями жизни - согласно законам жанра выказывает склонности сразу к нескольким фракциям вместо одной, и вот тут-то начинается. Ничего не напоминает? Правильно, «Голодные игры» и не только их, но их - особенно.
Несмотря на то, что повествование в первой книге отчетливо отсылает к «Голодным играм» и устройством общества, и реакциями персонажей, и развитием событий, оно всё-таки остаётся своим собственным и поначалу даже захватывает. Впрочем, чем дольше читаешь, тем больше крепнет чувство, что эту историю куда интереснее и приятнее смотреть, чем читать. И если по мере чтения второй части трилогии ещё можно подумать, что, пожалуй, книга теоретически даёт чуть побольше, чем фильм, то к третьей, заключительной книге о Трис Прайор и её странном мире не остается никаких сомнений, что лучше бы это всё сразу смотреть и в идеале сериальчиком.
– Что ты наделал?! – кричу я в третий раз.
– Ты умрешь, и я умру, – отвечает Тобиас, глядя через плечо. – Я просил тебя не делать этого. Ты приняла решение. Вот последствия (с)
Честно говоря, третью книгу я мучила несколько месяцев с перерывами, несмотря на ее объем - самый маленький в трилогии. Во-первых, она очень уж сильно напоминает «Сумерки» - не столько скудным языком Стефани Майер, сколько самой композицией. Три четверти повествования - разжевывание каждой эмоции главных героев, каждой мысли, каждого переживания, желания, стремления, страха. В принципе, этим грешит каждая книга трилогии Рот, но «Аллигент» достиг апогея.
В финальной части автор прибегает к повествованию от двух лиц, поочередно - глава Трис, глава Тобиаса, и, к сожалению, этот ход не очень себя оправдывает, несмотря на благую цель. На удивление скучно читать романтические и эротические сцены - возможно, из-за однообразных описаний, не дающих ничего нового читателю. Плюс ко всему, автор часто путается в своих персонажах, словно не может определиться, куда вывести их характеры и сюжетные линии - что приводит к и явному сливу.
Далеко не каждый новый герой оправдан своим появлением - без многих можно было обойтись, оставить след в сердце они не успевают из-за непродолжительного «эфирного времени». Персонажи, назначенные главными помимо основной пары, не всегда соответствуют занимаемому месту, как автор ни старается раздуть вокруг них интригу - следить за их развитием категорически неинтересно. В этом контексте опять хочется вспомнить о фильме - там клишированные герои второго плана обрели определенную объемность и стали более живыми в силу игры, типажей, участия в конкретных сценах. В полной мере это относится к линии отцов и детей, которая хоть и дает о себе знать с самого начала, но так сполна и не раскрывается, не приходит к какому-либо результату.
С основой сюжета Вероника Рот, на мой взгляд, перестаралась. Если в первых двух частях читательский ум догадывается, что Чикаго - намеренно изолированный кем-то город, и страсть как хочется узнать, что же там за оградой, то в «Аллигенте» предсказуемость и перенасыщенность матрёшки одёжками зашкаливает. По большому счету, повествование спасает только динамичная и реалистичная развязка, которая весьма спорна для всей истории (не сказать бы, бессмысленна), но вполне логична и правомочна для пары главных героев, Трис и Тобиаса. Развязка заставила меня оценить трилогию Вероники Рот неотрицательно и даже с маленьким плюсиком.
Подведу итоги. «Дивергент», «Инсургент» и «Аллигент» - не история об антиутопичном мире после Третьей Мировой войны, стихийных бедствий и бог знает, чего еще. Это - история искренней первой любви юноши и девушки, а всё остальное, по большому счету, декорации, в которых разворачивается действие. Подробное, детальное и пристальное описание чувств, мыслей и переживание перемежается с захватывающей динамикой военных сцен, но чем дальше, тем больше соотношение меняется в пользу первого. Глубокой смысловой нагрузки произведение не несет, во сне сниться не будет, кожу мурашками не покроет. Это не хорошо и не плохо - как есть.
– Иногда жизнь – настоящий отстой, – вздыхает Кристина. – Угадай, что поддерживает меня на плаву? Я вопросительно поднимаю брови, и она меня передразнивает.– Те моменты, которые не являются отстоем. Главное, суметь их заметить.
Она улыбается, и мы бок о бок поднимаемся по лестнице на станционную платформу. В детстве я был убежден в том, что каждый из нас может сломаться в любую секунду и никто не избежит повреждений. Но теперь я узнал, как это исправить: мы просто чиним друг друга (с)
Выделю и некоторые приятные бонусы (они есть). Главная героиня вполне соответствует своему возрасту по всем поведенческим реакциям, но при этом она неглупая и довольно разумная. При чтении рука не летит ко лбу, как от поступков той же Китнисс Эвердин в «Голодных играх». Приятно и то, что Трис Прайор - не зацикленная на великой избранной миссии супергероиня. Она и в воде тонет, и в огне горит, регулярно боится, радуется, смеётся, плачет, любит, дышит и вообще очень живая и естественная, веришь и ей, и в нее. А еще в трилогии Вероники Рот нет любовного треугольника с вечными колебаниями между двумя парнями огнями. Огромное спасибо автору за это! Выглядит свежо и даже оригинально в рамках данного жанра. Суеты вокруг секса из серии «любит-не любит, плюнет-поцелует, к сердцу прижмет - к черту пошлет» в условиях военного времени тоже нет - и снова спасибо за это.
Отношения героев выглядят в меру трогательными, в меру забавными, в меру драматичными, как и положено первой любви. Тем не менее, повторюсь, всю эту историю лучше смотреть. В фильме достаточно одних горящих глаз и искреннего, счастливого смеха прошедшей первый этап инициации Бесстрашных Шейлин Вудли, а в книге это разжевывается абзацами. Постапокалиптический мир, в свою очередь, на экране превращается в полноценного героя повествования, который захватывает своей многогранностью, поглощает и гипнотизирует.
Трилогия Рот - редкое литературное произведение, которое я бы совсем не рекомендовала читать, даже в оригинале (третью книгу я частично мучила в оригинале, надеясь, что там язык лучше переводного - увы, нет). Но, к сожалению, у того, кто влез в мир «Дивергента», нет другого выбора - фильмы до конца не досняли и уже вряд ли доснимут, а значит, узнать, чем всё закончилось, можно только из книги.
Убеждена, что будь я ближе по возрасту к персонажам трилогии, могла бы высказываться о книгах иначе. Лично знаю людей, которые и посмотрели, и прочитали с удовольствием, но все они были ровесниками ребят из «Дивергента» (18-20 лет). В любом случае, истинным любителям продуманной фантастики и постапокалиптики здесь делать нечего - это классический YA в специфических декорациях. Те же «Голодные игры» с точки зрения атмосферы и сюжета несравнимо превосходят трилогию Рот, несмотря на все огрехи, коих там тоже немало. А уж про классику жанра вроде произведений Гаррисона, Хайнлайна и многих других, я вообще молчу.
Подобная литература с перепевами излюбленных тем на относительно новый лад есть в каждом времени и поколении. Зачастую она выполняет функцию разгрузки мозга или, если угодно, попкрона. С одной стороны, вкусно, приятно, быстро, вроде и не поел, а некое удовольствие получил, с другой - есть эффект перегруза организма при сохранившемся ощущении голода, сухость во рту, а то и отрыжка воздухом. В случае последовательного чтения всех трех книг о «Дивергенте», к сожалению, мозг решительно замусоривается и загружается - в плохом смысле. И то, что на первых двух частях ещё можно было сравнить с попкорном, в финале ассоциируется со жвачкой, которую слишком длительно пережёвывали - фруктовый/мятный вкус ушёл, осталась только резина.
Закончу этот пост цитатой из книги, которая отражает не столько персонажей, сколько читателей, упорно продиравшихся через повествование всех трёх частей.
Иногда люди, которых вы угнетаете, оказываются сильнее, чем вы предполагали (с)
Понравилась рецензия? Спасибо за внимание! Автор будет очень рад лайкам, комментариям и подписке на канал 😊
#янг-адалт #кино #рецензиянакнигу #фантастика #постапокалипсис #чтопосмотреть #чтопочитать #дивергент #шейлинвудли #youngadult