Найти тему
Аргументы и факты – aif.ru

Приказ 227. История документа, созданного на краю бездны

Оглавление
   Картина «Ни шагу назад». Художник Петр Иванович Баранов. Фрагмент.
Картина «Ни шагу назад». Художник Петр Иванович Баранов. Фрагмент.

27 июля 1942 года в 23:35 по московскому времени в рабочий кабинет Иосифа Сталина вошел начальник Генерального штаба РККА Александр Василевский. Вождь отдал распоряжение немедленно подготовить приказ об укреплении дисциплины в войсках.

Четыре часа в кремлевском кабинете

Василевский написал проект документа здесь же, не покидая кабинета, и передал его Сталину. Тот, взяв ручку, занялся редактированием. В итоговой версии от варианта начальника Генштаба остались лишь общие фразы. Суть, самые жесткие обороты, принадлежали авторству советского лидера.

В 4 часа утра 28 июля 1942 года генерал Василевский покинул Кремль, держа в руках подписанный Приказ Народного комиссара обороны СССР № 227 «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций». Впоследствии он стал известен как приказ «Ни шагу назад!».

Документ окружен огромным количеством мифов, главный из которых, появившийся в годы перестройки, гласил: перепуганный бегством советских солдат Сталин приказал выставить в тылу заградотряды, которые расстреливали солдат и офицеров тысячами. В итоге бойцы Красной Армии сражались не благодаря собственному мужеству, а ведомые страхом пули в спину.

Эта версия затем перекочевала в голливудские картины (подобные ленте «Враг у ворот»), а затем и в новое российское кино о войне.

«Целый час, оглушённые, молчали после того, как прочли приказ»

Однако люди, прошедшие войну, оценивали приказ 227 далеко не так негативно. Например, генерал Василевский в своих мемуарах, написанных далеко не в сталинские времена, так определил свое отношение к документу: «Приказ № 227 — один из самых сильных документов военных лет по глубине патриотического содержания, по степени эмоциональной напряженности. Я, как и многие другие генералы, видел некоторую резкость оценок приказа, но их оправдывало очень суровое и тревожное время. В приказе нас, прежде всего, привлекало его социальное и нравственное содержание».

Писатель Константин Симонов, в 1942 году военный корреспондент «Красной Звезды», впервые услышал приказ вместе с бойцами на фронте.

«Целый час, оглушённые, молчали после того, как прочли приказ, — писал он в своих дневниках. — До этого война наматывалась как клубок, сначала как клубок несчастий, потом, в декабре сорок первого, этот клубок как будто начал разматываться, но потом он снова начал наматываться, как клубок новых несчастий. И вдруг, когда я прочел этот приказ, словно всё остановилось. Теперь движение жизни представлялось в будущем каким-то прыжком — или перепрыгнуть, или умереть!»

«Многие из них проклинают Красную Армию за то, что она отдает наш народ под ярмо угнетателей»

Пожалуй, впервые с начала войны в приказе звучали настолько жесткие слова, констатировавшие всю глубину постигших страну и армию неудач: «Население нашей страны, с любовью и уважением относящееся к Красной Армии, начинает разочаровываться в ней, теряет веру в Красную Армию, а многие из них проклинают Красную Армию за то, что она отдает наш народ под ярмо немецких угнетателей, а сама утекает на восток. Некоторые неумные люди на фронте утешают себя разговорами о том, что мы можем и дальше отступать на восток, так как у нас много территории, много земли, много населения и что хлеба у нас всегда будет в избытке... Территория Советского государства — это не пустыня, а люди — рабочие, крестьяне, интеллигенция, наши отцы, матери, жены, братья, дети. Территория СССР, которую захватил и стремится захватить враг, — это хлеб и другие продукты для армии и тыла, металл и топливо для промышленности, фабрики, заводы, снабжающие армию вооружением и боеприпасами, железные дороги. После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало намного меньше территории, стало быть, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. Мы потеряли более 70 миллионов населения, более 800 миллионов пудов хлеба в год и более 10 миллионов тонн металла в год. У нас нет уже теперь преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше — значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину... Из этого следует, что пора кончить отступление. Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв... Паникеры и трусы должны истребляться на месте... Командиры роты, батальона, полка, дивизии, соответствующие комиссары и политработники, отступающие с боевой позиции без приказа свыше, являются предателями Родины. С такими командирами и политработниками и поступать надо, как с предателями Родины... Выполнить этот призыв — значит отстоять нашу землю, спасти Родину, истребить и победить ненавистного врага».

Чтобы понять все глубину этого приказа, надо четко представлять, в какие дни он был подписан. К лету 1942 года Советский Союз оказался в положении куда более катастрофическом, нежели в июне 1941-го.

Над пропастью: в июле 1942-го СССР стоял на краю гибели

Наступление на Харьков не просто потерпело неудачу, а обернулось полным разгромом группировки советских войск. Убитыми, ранеными и пленными Красная Армия потеряла около 500 тысяч человек. Гитлеровцам удалось захватить Крым, в начале июля 1942 года пал Севастополь.

Немецкие войска устремились к Волге, захватывая всё новые и новые территории. 7 июля гитлеровцы ворвались в Воронеж, 23 июля пал Ростов-на-Дону. Отступление Красной Армии, казалось, приняло необратимый характер. После выхода к берегам Волги и захвата Сталинграда Советский Союз лишался стратегических ресурсов и коммуникаций. Хуже того, прорвавшийся на Кавказ противник мог завладеть нефтепромыслами Грозного и Баку.

В Великобритании, не очень полагаясь на стойкость советских войск, уже рассматривали возможность нанесения массированных бомбовых ударов по советским нефтепромыслам, дабы они не достались нацистам.

Кроме того, решающий успех гитлеровцев на Волге и на Кавказе был чреват вступлением в войну с СССР Японии и Турции, что превращало крайне тяжёлое положение в почти безнадежное.

По сути, вся глубина падения была изложена в самом приказе. Который, вопреки поздним мифам, не был секретным, а имел гриф «Не для публикации». Его зачитывали в подразделениях — тем, кому предстояло встать на пути у бронированных вражеских армад, чтобы любой ценой остановить их движение вперед.

Кого расстреливали заградотряды?

Три важных момента, которые сегодня искажаются. Приказ 227 НЕ ЗАПРЕЩАЛ ОТСТУПЛЕНИЕ КАК ТАКОВОЕ. Суть заключалась в запрете отхода беспорядочного, без приказа командования. Ответственность за это возлагалась прежде всего на командиров и политработников, а не на рядовых бойцов.

Заградотряды не были изобретением РККА. Такие подразделения в различных армиях мира использовались ранее, а в самом приказе 227 прямо указывается на то, что немцы останавливали бегство из-под Москвы при помощи формирования штрафных рот и заградподразделений. И если у противника это сработало, то почему не использовать его опыт?

Теперь, что касается «массовых расстрелов». Вот сводка НКВД СССР по Донскому фронту о деятельности заградотрядов в самый горячий период — с 1 августа по 1 ноября 1942 года. Всего за этот период заградотрядами было задержано 36 109 солдат и офицеров, сбежавших с передовой. Из них возвращено в свои части и на пересыльные пункты 32 993 человека, направлено в штрафные роты — 1056 человек, направлено в штрафные батальоны — 33 человека, арестовано — 736 человек, расстреляно — 433 человека. То есть, под смертную казнь попадало менее 1% покинувших позиции, а большинство просто возвращались в строй.

Согласно воспоминаниям ветеранов, с заградотрядовцами они чаще всего встречались... на линии фронта. Когда становилось особенно горячо, эти подразделения бросали в бой как обычный резерв. Так что сытые и довольные садисты-изверги, которые сами не желают воевать, — это исключительно больная фантазия современных творцов.

Штрафбаты: как в действительности воевали и какой процент в частях РККА составляли

Главная легенда постсоветского времени — война была выиграна благодаря штрафным ротам и штрафным батальонам. Приказ № 227 предусматривал формирование в пределах фронта от одного до трех штрафных батальонов численностью до 800 человек и в пределах армии от пяти до десяти штрафных рот численностью 150–200 человек. В штрафные роты направлялись рядовые и младшие командиры, в штрафные батальоны — средние и старшие командиры, провинившиеся в нарушении дисциплины по трусости и неустойчивости, «чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной».

Это действительно было наказание, и использование подобных подразделений на наиболее опасных участках фронта влекло за собой повышенные потери. Но штрафбат, тем не менее, не был равносилен смерти.

Срок пребывания в штрафных подразделениях не мог превышать трёх месяцев, а также сокращался для тех, кто проявил личное мужество и был отмечен командованием либо получил ранение в бою. Больше того, нередки были случаи, когда боец из штрафной роты возвращался в свою часть не только с искуплением вины, но и с боевым орденом на груди.

Командовали штрафными подразделениями исключительно кадровые офицеры, которые относились к так называемому «постоянному составу», в отличие от «переменного» — «штрафников». Отношения внутри таких подразделений строго подчинялись армейским уставам, никакого издевательства над проштрафившимися бойцами не допускалось. Вопреки мифам из литературы и кино, штрафные роты и батальоны вооружались таким же стрелковым оружием, что и линейные части.

Можно снимать сколько угодно сериалов на эту тему, но факты — штука упрямая: численность штрафных подразделений колебалась от 2,7% в 1943 году, до 1,3% в 1945 году от общей численности советских войск на фронте. Бойцы, оказавшиеся в силу разных обстоятельств в таких подразделениях, внесли свой вклад в войну, но голая статистика свидетельствует — победу одержал «рядовой-пехотный Ваня», как говорили в одном из лучших фильмов о Великой Отечественной.

Наверное, когда-нибудь история приказа 227 получит достойное воплощение в кино. Но, видимо, для этого должно смениться поколение творцов, воспитанное на постсоветских мифах.