Переплетение фантастики и реальности, правдоподобия и карикатуры – все это относится к очень необычному памятнику, установленному на территории Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.
Конечно же, речь идет о памятнике императору Петру I, 350-летие которого мы отмечаем в этом, 2022 году. Автором памятника является Михаил Шемякин и установлен он в 1991 году.
Давайте прогуляемся вместе по крепости и рассмотрим этот памятник. Наш путь начинается от станции метро Горьковская, которая находится совсем недалеко от Петропавловской крепости. На территорию крепости, расположенной на Заячьем острове, мы попадаем по Иоанновскому мосту. Затем проходим через Иоанновский равелин и, минуя Петровские ворота, попадаем на главную аллею Петропавловской крепости. Эта аллея приводит нас на Плясовую площадь, где и установлен наш памятник.
Первое чувство, которое вызывает этот памятник - это, конечно же, удивление. Уже более тридцати лет вокруг памятника идут бесконечные споры. Часть общества считает, что памятник не имеет права на существование, т.к. у него нет ничего общего с обычным человеческим обликом, и уж, тем более, с обликом великого императора. Другая же часть убеждена, что это искусство , и что известный скульптор имел полное право донести свое видение Петра до горожан. Автор так и назвал скульптуру «Мой мистический Петр».
Давайте же подойдем к памятнику и попробуем вместе разобраться, в чем же суть конфликта. Если все таки Вам этот памятник не по душе, Вы можете пройти мимо, а в дальнейшем познакомиться с более реалистическими изображениями Петра: его конной статуей вблизи Инженерного замка и знаменитым Медным всадником.
Первое, что бросается в глаза, это отсутствие пропорций: маленькая голова, очень длинные руки и пальцы и такие же непропорциональные, огромные ступни ног. Однако, эти пропорции, как утверждает одна из спорящих сторон, соответствует канонам русской православной церкви и всегда использовались в иконописи. Сам же автор объясняет, что при использовании более естественных пропорций образ императора получался обыденным и не передавал его величия и масштаба его деяний.
По задумке автора большие руки должны были рассказать об овладении Петром множеством профессий: ведь он был и плотником, и столяром, и кузнецом, и шкипером. А несоразмерно огромные ноги символизируют стремительность развития России и завоевания новых земель. А вот размер головы Петра сделан в натуральную величину. Для этого автор использовал маски Петра: одну - прижизненную, вторую – посмертную.
Как делается посмертная маска известно всем. А как же была сделана прижизненная маска? Автором ее является архитектор Карл Бартоломео Растрелли. Маска была изготовлена им в 1717 году из гипса. История изготовления таких масок известна со времен древнего Рима. Их использовали для создания портретов и скульптур царствующих особ и вельмож, чтобы избавить их от длительного и утомительного позирования. Петр охотно дал согласие на изготовление маски, и Растрелли приступил к работе. Для того, чтобы получить прижизненную маску, лицо Петра залили гипсом. Рот и глаза его были плотно закрыты. А чтобы он не задохнулся, ему в нос вставили трубочки. В таком положении Петр пребывал около часа, до полного затвердевания гипса.
Статуя Петра, сидящего на троне, обращена к Петропавловскому собору, где находится усыпальница членов царской семьи и великих князей.
На памятнике прикреплены две таблички. Одна из них гласит: «Основателю Великого Града Российского Императору Петру Первому от Итальянского Скульптора Карло Растрелли и от Русского Художника Михаила Шемякина 1991 г. Отлита в Америке»
Наш аудиогид Мистер Ушкин с удовольствием проведет прогулку для детей и их родителей по Петропавловской крепости и поделится своими знаниями. Мистер Ушкин приготовил для детей различные задания и вопросы, на которые нужно будет отвечать. А ответы Ваш ребенок будет вносить в свой телефон.