Президент Франции Эммануэль Макрон в рамках большого африканского турне посетил Бенин, где в публичном выступлении назвал Россию «одной из последних колониальных держав». Политолог Владимир Джаралла в комментарии для «Слово и Дело» объяснил, что стоит за нелепым заявлением Макрона.
На уходящей неделе африканский континент посетили сразу два крупных политических деятеля. Со стороны России прибыл глава МИД Сергей Лавров, который посетил Египет, Конго, Уганду и Эфиопию. Параллельно с ним на западе континента развил активность президент Франции. В его маршруте значились Камерун, Бенин и Гвинея-Бисау.
Примечательно, что из этих стран именно Бенин был исключительно французской колонией и до сих пор привязан к Парижу через навязанную валюту франк КФА. В этой связи обвинения в колониализме в адрес другой страны от президента Франции, находящегося непосредственно в Бенине, выглядели особенно нелепо. Тем не менее, как рассказал корреспонденту журнала «Слово и Дело» политолог Владимир Джаралла, сделано это было сознательно.
«Как оказалось, мы очень сильно переоцениваем наших противников. Выступление Макрона выглядело для африканцев просто хамским. Прежде всего, он совершенно не учел общую африканскую ситуацию. В настоящий момент в общественно-политической жизни стран Африки господствует мнение, что во всех их бедах виноваты бывшие метрополии. Это считается аксиомой. В этих условиях выступление Макрона выглядело подтверждением того, что бывшая колониальная держава не меняет своего поведения. Оно такое же хамское, самолюбивое, даже не предполагающее возможности выслушать другую сторону».
Джаралла отметил, что выступление Макрона выставило его в достаточно смешном свете, но оно являлось необходимым ответом на действия Лаврова. Россия заняла в Африке позицию партнера, который на условиях равноправия предлагает помощь в сфере безопасности и экономические проекты. Африканцы смотрят на это с большим любопытством, а руководители этих стран также видят перед собой возможность сыграть на противоречиях между Россией и Западом. В связи с этим было очень любопытно, что же сможет предложить Черному континенту Франция.
«Можно заметить, что Макрон не предложил ничего. Вместо этого было весьма высокомерное выступление, были отвлеченные темы, так как для африканских стран то, что сейчас происходит в Европе — это далеко и не актуально. Кроме того, они видят двуличность позиции Запада, поскольку, когда конфликты происходили на африканском континенте, никто на них не обращал внимания. Сейчас же их призывают участвовать, пусть даже и косвенно, будто для них это важно.
Предложенное Макроном партнерство фактически означает, что все останется без изменений: Франция — лидер, а африканские страны находятся в подчиненном положении. В этих условиях получается, что предложение России более привлекательно», — констатировал политолог.
Более того, президент Франции красочно расписал, как Европа занялась самоограничениями, чтобы вместе противостоять России. И в этом, по мнению политолога, кроется и определенная угроза для Африки. Ведь когда Макрон приглашает африканские государства «затянуть пояса», он не столько призывает к солидарности, сколько намекает, что помощь от Франции для этих стран может сократиться или стать избирательной.
Следует отметить, что, помимо африканского направления, Россия активно развивает партнерство с восточными партнерами. Об этом журналу «Слово и Дело» рассказал директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.