Пока мы все переживаем сложные и сильные эмоции, дети оказываются в очень непростой ситуации. Они не могут не замечать и не чувствовать эмоциональную неустойчивость близких взрослых. Как здесь может помочь развитие эмоционального интеллекта ребенка? И что делать, чтобы вывести его на новый уровень? Рассказывает детский психолог Анна Соколова.
Как понимать себя и других?
В девяностые годы XX века ученые обратили внимание на то, что существует группа способностей, которая определяет успешность решения не интеллектуальных, а эмоциональных и коммуникативных задач: понимание себя и других людей, управление своими эмоциями, выстраивание поведения в соответствии с эмоциональным состоянием собеседника и т. д. Ученые назвали это эмоциональным интеллектом.
Интересно (и при этом совсем не удивительно), что это понятие получило невероятную популярность в сфере бизнес-консультирования, развития лидерских качеств и работы с персоналом. На сегодняшний день любой рекрутер или работодатель будет уделять отдельное большое внимание эмоциональному интеллекту своих сотрудников.
Ну хорошо. А при чем тут дети?
Естественно, довольно быстро идея развития эмоционального интеллекта стала распространяться и на воспитание детей. Если есть такое ценное для взрослых качество, возникает желание развить его «с младых ногтей».
И здесь есть несколько принципиально важных моментов:
1. В психологии есть красивое понятие «единство аффекта и интеллекта», которое показывает, что интеллект в определенный момент встраивается между эмоциями (переживаниями) и поступками ребенка. Эмоции начинают осмысливаться ребенком и влияют на весь процесс познания (на работу восприятия, памяти, мышления).
2. Долгое время большой упор в развитии детей со стороны осознанных и вовлеченных в воспитание родителей делался именно на интеллектуальном развитии: широкий кругозор, иностранные языки, раннее обучение письму и чтению и т. д. Эмоциональный же компонент развития оказывался незаслуженно без внимания.
3. Исследования и психологическая практика уже XXI века стали выдвигать на первый план понятия психического здоровья и психологического благополучия детей и подростков. За счет этого тема именно эмоционального интеллекта стала невероятно популярна.
Называть и понимать свои состояния
В последний месяц тема эмоционального интеллекта, конечно, приобретает еще одно, очень важное звучание. В то время как родители переживают очень сложные эмоции (шок, стресс, волнение, горечь утраты), дети оказываются в очень непростой ситуации.
Дети более младшего возраста в основном ограждены от информации, но не могут не замечать и не чувствовать эмоциональную неустойчивость близких взрослых. Дети постарше еще и соприкасаются с разной, часто противоречивой информацией (в семье, в школе, в соцсетях, среди сверстников). Почему здесь может помочь развитие эмоционального интеллекта ребенка?
- Умение видеть и четко называть эмоции других людей снижает неопределенность. Если ребенок не понимает, что происходит с окружающими, степень неопределенности увеличивается, ребенок начинает нервничать (мозг судорожно ищет объяснения происходящему). Если ребенок может четко для себя назвать «мама грустит» или «мама волнуется», ситуация удивительным образом становится понятнее и проще.
- Тем более важно становится называть и понимать свои состояния. Чтобы ребенок мог вам сказать, если испугался за вас или за других людей.
- Особое значение приобретает понимание того, как люди реагируют в сильных стрессовых ситуациях. Если вы и ребенок знаете, что шок, слезы, тревожность, злость — это нормальные и закономерные процессы, с ними будет гораздо проще справиться.
- Ну и, конечно, очень важен опыт регуляции своих эмоций. Что я могу сделать, если мне страшно? Как поддержать себя, когда грустно?
Так как же развивать эмоциональный интеллект?
Честно говоря, это очень большой вопрос. Сюда входит и развитие эмоционального интеллекта самого родителя, и учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, и знание самых разных техник и приемов. Подробнее об этом можно узнать на курсе “Эмоциональное развитие мамы и ребенка”.
Но вкратце можно поделиться некоторыми идеями, которые вы можете начать использовать уже сегодня:
1. Говорите с ребенком об эмоциях
Рассказывайте о своих. Например, можете поделиться, что забыли сегодня дома свой перекус и расстроились из-за этого. Или получили письмо по работе и очень обрадовались. Опишите, как это проявлялось и как повлияло на ваш день. Даже трехлетка поймет такие истории.
2. Учите ребенка называть свои состояния и эмоции
Например «ты такой довольный, что мы зашли в магазин по дороге домой» или «я вижу, что ты очень разозлился, когда мы не остались погулять еще немного».
3. Читайте с ребенком истории или смотрите мультфильмы и обсуждайте их эмоциональную сторону.
Сегодня существует много книг именно на тему эмоций. Но на самом деле все самые захватывающие и трогающие детские книги и мультфильмы пронизаны эмоциональными переживаниями. Будь то история про Малыша и Карлсона или серия книг про Финудса и Петсона. Расспросите ребенка и поделитесь своими мыслями. “Как ты думаешь, что почувствовал герой? А как ты догадался? Как бы ты хотел ему помочь?” (Мы очень рекомендуем книгу «Кимико. Гид по эмоциям для детей и родителей», в создании которой Аня Соколова принимала участие - прим. Sciencely).
4. Обсуждайте с ребенком то, как работают наши эмоции.
Можно об этом читать вместе. Есть очень много удивительной информации о том, как в нашем теле проявляются эмоции (работа гормонов, сердцебиение, почему человек краснеет, почему потеют ладошки), как работает мозг человека, как эмоции проявляются у животных.
5. Предложите ребенку познакомиться со своими эмоциями поближе.
Можно нарисовать или слепить из пластилина свой страх или свою радость, поиграть с ними, включить фантазию, которая подскажет новые интересные способы обращаться и уживаться с разными эмоциями.
6. Дайте возможность тренировать контроль над своими эмоциями
Конечно же, эмоциональный интеллект (как и другие способности ребенка) прекрасно развивается в общении со сверстниками. У дошкольников - в игре, у младших школьников - в игре и совместной учебе, у подростков - в общении с друзьями, компаниями, одноклассниками. Именно сверстник - это тот человек, которого ребенку так важно научиться понимать, именно с другими детьми ребята бесконечно тренируют выражение себя и регуляцию своих эмоциональных состояний. Да, в общении со сверстниками у детей всегда есть конфликты, ссоры, обиды. Тем ценнее становится хорошо организованное взаимодействие: настольные игры, совместные экскурсии, учебные проекты и многое-многое другое.
Весь июнь, июль и август мы в Sciencely проводим Летние городские лаборатории. Это пять дней погружения в настоящие научные эксперименты, игры на свежем воздухе, вкусная еда, много общения и новых друзей.
С помощью наших молодых ведущих-ученых и опытных вожатых мы создаем максимально комфортную обстановку, в которой дети учатся уважать личное пространство, понимать потребности и желания друг друга и регулировать свое эмоциональное состояние.
Регистрируйтесь на наши химическую, физическую, биологическую и медицинскую смены, которые проходят до 26 августа в Культурном центре ЗИЛ.
И напоследок: помните две очень важные вещи
- Все человеческие эмоции нужны и важны. У нас нет задачи бороться со своими эмоциями или учить этому ребенка. Гораздо важнее их понимать и научиться спокойно с ними встречаться.
- Эмоции родителя важны ничуть не меньше, чем детские. Если вам нужна помощь с вашим эмоциональным состоянием, не бойтесь ее искать. Если вы чувствуете, что вам сейчас сложно говорить с ребенком о своих эмоциях или даже сложно находиться рядом с ребенком, попросите кого-нибудь вам помочь и позаботьтесь о себе (сон, отдых, теплая еда, поддержка других людей и т.д.)
Возраст 10+