Статья вторая.
Начало здесь.
Конечной целью моей поездки в Якутию был райцентр Бердигестях в 180 километрах от Якутска, где проходил культурно-спортивный фестиваль инвалидов. Но, разумеется, я не могла упустить случая посмотреть столицу республики - специально задержалась в Якутии на пару дней. Впечатления оказались весьма неожиданными.
В 2032 году город будет отмечать свое 400-летие. Читая информацию о Якутске, я удивилась, что среди его топовых достопримечательностей практически нет старых зданий. Более того, про квартал с говорящим названием «Старый город» откровенно написано, что там воссозданы некоторые старые постройки (торговые ряды, башни острога), которые стояли в других местах и были утрачены в прежние годы.
К примеру, одна из оригинальных башней острога сгорела в 2002 году «по детской шалости». Там же был заново выстроен на месте снесенного нынешний кафедральный Преображенский собор.
Тем не менее, именно туда я прежде всего и отправилась в свободное время.
Путь лежал по улице Ленина – само собой, главной улице города, которая сейчас реконструируется. Ее застройка оказалась беспорядочным набором зданий, построенных в разные десятилетия ХХ-XXI веков. Современный торговый центр стоит напротив кинотеатра образца 50-х годов с симпатичным национальным орнаментом.
Перед кинотеатром – оригинальный памятник дворнику без лица: зад и перед фигуры совершенно одинаковы. Стоит он там, как выяснилось, с сентября 2017 года.
Рядом – современные банковские и офисные здания вперемешку с жилыми многоэтажками образца 1970-х. В кустах около русского драмтеатра (очередной типичный образец сталинского ампира) притаился бюст Пушкина, к которому ведет ковровая дорожка. Говорят, ее постелили 6 июня, да так и не убрали…
Главные здания на огромной площади Ленина, в которых находятся правительственные органы, выдержаны в скучном офисном стиле 1960-70-х годов. Впрочем, летом картину скрашивает зелень. Памятник Ильичу, как я писала раньше, накануне моего приезда увезли на реставрацию.
Углом выходит на площадь и одно из немногих сохранившихся дореволюционных зданий, в котором сейчас Национальный художественный музей. От него до «Старого города» рукой подать.
Он оказался довольно симпатичным кварталам с улицами, на которых мостовая выложена деревянными спилами, а тротуары – почему-то современной плиткой. Та же разностильность заметна и в большинстве деревянных домов, многие из которых, к тому же, используются под коммерческие цели.
Едва ли не единственной оригинальной постройкой оказался дом-музей местного большевика, одного из организаторов Якутской АССР М.К. Аммосову. Правда, и он снаружи выглядит довольно китчевато (внутрь я не попала).
В том же районе, неподалеку от Преображенского собора стоит очень симпатичный памятник основателям города Якутска.
Напротив, на набережной так называемой Городской протоки – старого русла реки Лена – возвышается стела, посвященная вхождению Якутии в состав России.
Около нее – памятник казачьему атаману Петру Бекетову, который считается одним из основателей острога в 1632 году. Правда, не Якуцкого, а Ленского, расположенного ниже по течению, который через пару десятков лет был перенесен в долину Туймаады, на место современного Якутска.
Но и этот острог располагался в полукилометре от того места, где стоят памятники, в самом конце все того же проспекта Ленина. Сейчас это место застроено современными домами, среди которых за строительным забором возвышается остов здания, окруженный лесами и покрытый поверх них синей защитной тканью. Это – то, что осталось от старейшего каменного здания Якутска, кафедрального Троицкого собора, который располагался в центре острога и был заложен в 1708 году. Его судьба печальна. После революции собор был закрыт, а в 1929 году обезглавлен. После этого в нем разместился Национальный театр. В 80-90-е годы здесь же был Театр эстрады и известный в Якутске ресторан «Чароит». Позже здание было заброшено. В 2014 году власти приняли решение о восстановлении храма. В первые два года в местной прессе и интернете появилось несколько публикаций о ходе работ, но затем всё стихло. В 2019 году разразился скандал из-за того, что их вела организация, не имеющая лицензии на реставрационные работы. И снова - тишина... Я попросила своих знакомых показать мне это место, но когда увидела его из окна машины, решила, что ни останавливаться, ни фотографировать не стоит – нечего… Пусть тут, как и в большинстве источников, висит дореволюционное фото собора.
Неподалеку от него находится еще один очень любопытный объект – так называемая «Шахта Шергина». Внешне это – маленький деревянный домик, внутри которого и находится шахта.
История ее такова. В 1828 году купец Федор Шергин, управляющий Русско-Американской компанией, решил попробовать вырыть колодец размером 2,5 на 2,5 метра. Рыл он его (понятно, не сам) 3 года, дошел до глубины 32 метра, до воды не добрался и хотел бросить дело. Но тут шахту посетил адмирал Ф.П. Врангель. Он приказал измерить температуру на дне, увидел, что она всего – 1,25⁰ С, и уговорил купца продолжать работы. С 1832 по 1836 их финансировала Русско-Американская компания. В 1837 году колодец был доведен до глубины 116,4 м, температура на дне составила – 0,25⁰ С и на этом работы прекратились. Николай 1 наградил Шергина золотой медалью и перстнем с бриллиантами. В 1838 году купец вернулся на родину в Великий Устюг, где вскоре умер. В 1844-1846 г.г. в шахте проводились регулярные измерения температуры. В 1930-е годы на дне была пробурена новая скважина, которая достигла глубины в 140 метров, и была проведена новая серия исследований. Изучение вечной мерзлоты, начатое здесь, привело к основанию в городе Института мерзлотоведения. А опыт Федора Шергина доказал, что слой вечной мерзлоты не бесконечен, и на глубине температура земли повышается. Впрочем, всё это – история. В реальности рядовой турист может лишь посмотреть на домик сквозь двухметровый забор из рабицы. Видимо, так его оберегают от поджога, поскольку соседний деревянный дом (ул. Кулаковского, 16), в котором с 1873 года размещалась Якутская городская мужская прогимназия, а с 1890 – реальное училище, стоит обгоревший, затянутый со стороны улицы тканью.
В общем, я пришла к выводу, что хоть какие-то фрагменты дореволюционного Якутска сохранились в основном благодаря политическим ссыльным и местным революционерам (точнее, памяти о них). Об одном из них, доме М.К. Аммосова, я упомянула. Неподалеку от Старого города, на улице Ярославского, в окружении пятиэтажек стоит еще один двухэтажный красавец, в котором расположен музей "Якутская ссылка". К сожалению, он оказался закрыт «по техническим причинам», однако калитка во двор была открыта, и это позволило полюбоваться домом со всех сторон. Впрочем, долго любоваться не пришлось: двор оказался заболочен, и меня буквально атаковали комары.
Поблизости, между улицами Ярославского и Ленина, расположен городской краеведческий музей. На его территории тоже сохраняется пара старых домов, в том числе – тот, в котором отбывал ссылку революционер Емельян Ярославский (уроженец Читы Миней Израилевич Губельман).
У моего поколения пользовалась популярностью его книга «Библия для верующих и неверующих», написанная в 30-е годы для антирелигиозной пропаганды. Вряд ли он предполагал, что в ней нас будут прежде всего интересовать … цитаты из Библии, так как саму Библию в те годы достать было очень трудно, а прочитать хотелось.
Своеобразным осколком старины (правда, «реконструированным») оказался и главный корпус музея. Это – бывшие Архиерейские палаты, построенные в конце XIX века в Спасском мужском монастыре. После революции монастырь сравняли с землей (сейчас он восстанавливается заново). Палаты тоже сначала довели до ручки, но сейчас, к счастью, восстановили.
Впрочем, более подробно о музеях и других интересных местах Якутска я расскажу в следующий раз.