Найти в Дзене
Sword Effect

ИСБ-ликбез #5: Самые массовые бои в средневековом спорте

Оглавление

Серия заметок о знакомстве с ИСБ продолжается под впечатлением от того факта, что бои больших батальонов стали проводиться всё чаще, и не только силами участников со всей планеты на международной арене — явка соотечественников на ключевые мероприятия в РФ также позволяет возродить традицию масштабных рыцарских сражений "стенка на стенку". Речь пойдёт о самой многочисленной соревновательной категории в жанре исторических средневековых боёв — Битве Хоругвей.

«Битва Наций 2019» в Сербии подарила нам невероятное интернациональное зрелище 150х150, там же впервые прошли бои 30х30 — фактически разминка отдельных хоругвей перед кульминацией.

Ещё раньше, до того как ИСБ начал обретать осязаемые формы, фестивали исторической реконструкции частенько собирали ажиотаж со всего СНГ, по сей день вызывая приступы острой ностальгии у тех, кому что-то говорят названия «Грандкомпания» и «Конфедерация»…

Начало

Примечательно, что возрождение строевых битв это не только реверанс в сторону многовековой истории конфликтов, но и ренессанс облика движения исторической реконструкции конца 90-ых–начала нулевых — того периода, когда ИСБ только зарождался как серьёзное увлечение, и только самые смелые умы могли увидеть в нём претендента на звание вида спорта.

Наше движение тогда было молодым и горячим, соответственно среднему возрасту увлечённых им людей. Поля сражений были не ареной для выявления победителей и призёров, а пиром духа всех, для кого бои были больше чем избиение друг друга железными палками, а воин — больше чем манекенщик в доспехе. Там же выплёскивался тестостерон и последствия клубных интриг и прочих кулуарных явлений, но это не самый плохой способ решения разногласий, а само их наличие — не прерогатива одного только движения исторической реконструкции.

За пару десятилетий шеренги бойцов поредели, но те, кто остался в строю, провели огромную работу над собой и любимым делом, выведя его из подполья на крупнейшие мировые площадки, от междоусобиц — к добродетелям спортивного состязания. А «потери» личного состава восполнили новые бойцы, видящие перед глазами беспрецедентный пример ветеранов ИСБ.

Полагаю, не ошибусь, если скажу, что массовые баталии подходят к зениту нового витка истории — как истории вообще, так и истории средневекового спорта — которая, как известно, циклична.

И в этой связи, благодаря усилиям (и, не побоюсь этого слова, сентиментальности) организаторов, «меккой» для ИСБ-сообщества снова становится Выборг — колыбель Больших Батальонов. Их нынешний формат называется Битвой Хоругвей.

Хоругвь — отдельное подразделение в составе «армии» по одну из сторон, имеющее своё знамя, которое является ориентиром и обладает особой ценностью, вплоть до того, что сохранность знамени влияет на дееспособность самого подразделения. Хоругви могут как объединять, так и выставлять отряды разного назначения в процессе сражения. Успешность действий хоругви влияет на результат всей «армии», в состав которой она входит.
Важным отличием от командных номинаций является запрет захватов за голову. В сравнении с бугуртами старого формата также запрещены уколы, а оружие и снаряжение проходит более строгий допуск.
Также хоругви являются удобным инструментом подсчёта задействованных в каждой стороне бойцов. Состав сторон по хоругвям между сходками как правило меняется.

Прежде чем перейти к хвалебным речам, коротко разберём несколько нюансов массовых исторических средневековых боёв в сравнении со всем остальным.

Слаженность и сплочённость

Во всех видах активностей, где одновременно состязаются больше двух человек, огромную роль играет слаженность действий: от санного спорта и синхронного плавания до парного пинг-понга и баскетбола. Притом важно понимать, что «слаженность» не равно «синхронность», хотя первое может включать второе. И есть определённая закономерность: чем меньше условная «команда», тем более сложное и виртуозное взаимодействие внутри себя она может и должна продемонстрировать.

Но вернёмся к средневековому спорту. Когда строй, с**а, начинает иметь значение? Мои наблюдения говорят, что это происходит в тот момент, когда перестаёт идти речь о командной слаженности, то есть граница проходит где-то между номинациями 12х12 и 5х5.

-3

В «двойках», «тройках» и «пятёрках» команды в большинстве своём имеют возможность отработать и реализовать комбинации, отличные от строевого взаимодействия. И эта тактика наиболее рациональна по двум причинам:

  • слишком малое количество бойцов, чтоб построение могло называться и быть «строем»
  • лёгкость нарушения любых попыток удержания линии не то что одним боевым звеном, но даже бойцом

В то же время в номинациях, где по одну сторону собраны бойцы из разных клубов и команд, где физически невозможно отработать высокоорганизованные тактические действия до соревнований (а уже в «двенашках» такое происходит сплошь и рядом, не говоря о более масштабных бугуртах) слаженность принимает более утилитарные формы, главной из которых и является строй.

Моё образование непосредственно связано с управлением большими массами людей. Я знаю, чем отличается шеренга от колонны, различные виды построений и множество спортивно-художественных приёмов. Знаю, под какую ногу и какую команду надо отдать, чтоб марширующие развернулись кругом в движении и т.д. Основной принцип: чем больше людей, тем проще и чётче должны быть формулировки. А ещё — согласованные действия массы, где будто теряется отдельный человек, производят неизгладимое впечатление.

Таким образом, слаженная строевая работа даже при наличии простых задач у каждого отдельного звена (бойца) не только наиболее эффективна в условиях массы людей, но и эффектна: она стимулирует чувство сплочённости среди соратников, завораживает наблюдателя и деморализует оппонента.

Тактика и стратегия

Как известно, эти два понятия — тактика и стратегия — отличаются горизонтом планирования.

Тактика — действие или последовательность действий для решения конкретных задач на стратегическом пути. Стратегия — план реализации тактических действий ради достижения глобальной цели.

И то, и другое масштабируется. Тактический манёвр может растянуться во времени и повторяться до победного. Стратегия может быть на бой, на турнир, на сезон, на успех движения ИСБ в будущем и т.д. Можно выиграть в одном в ущерб другому, и наоборот. Можно держать оба понятия в одной голове, а можно делегировать их исполнение, как в продвинутых шахматах, где стратег-человек целиком отдаёт тактический пласт на откуп компьютеру.

Словом, это довольно сложные и важные понятия, применимые, конечно, не только к спорту, но и к жизни вообще. Стратегия без тактики — недосягаемая утопия, а тактика без стратегии — пустая трата времени.

Так вот если сравнить дуэли, командные и строевые бои на дистанции схватки или турнира, то последние по насыщенности и многообразию тактически-стратегических решений (а значит и по интересу к ним) вырываются далеко вперёд.

-4

Масштабируя же сравнение на дистанцию в сезон, а затем и будущее ИСБ, мы увидим ещё более интересную картину: строевые бои, где нет места личным амбициям поединщиков и команд, становятся главным инструментом стратегии продвижения и популяризации средневекового спорта (ниже объяснение, почему).

А в этом, в свою очередь, заинтересованы и фехтовальщики, и бугуртсмены, и седьмой алебардист из третьего ряда.

Я подвожу к тому выводу, что как минимум по этой причине, на мой взгляд, все названные должны встать в строй.

Вернёмся к бочке мёда в огород Хоругвей.

Венец

В чём привлекательность массовых баталий? Почему строевые сражения в нынешнем виде можно назвать венцом эволюции?

Тут уместно будет вспомнить про суть понятия «эволюция». Это процесс, ориентированный на выживание. Проводя аналогию, имею смелость утверждать, что Битва Хоругвей способствует выживанию ИСБ в мире зрелищ и проектов, поддерживая и повышая интерес к современному рыцарству как у искушённой аудитории, так и среди участников — потенциальных и действующих.

Для зрителей Битва Хоругвей:

  • доступна в оценке происходящего

Со стороны такие сражения похожи на компьютерную игру, историческую стратегию, батальные картины известных мастеров кино, пера и кисти. Здесь нет сложностей в понимании перевеса сил, кто победил, кто проиграл, кто потерял знамя, кто совершил прорыв и т.д.

  • удовольствие, растянутое во времени

Даже при дисбалансе сторон такие сражения не заканчиваются быстро. Можно успеть разглядеть бойцов в отдельности, определить командиров, оценить расстановку, поупражняться в прогнозировании, найти любимчиков. А между сходами наблюдать бойцов без шлемов, что также вызывает немалый ажиотаж.

  • выглядит по-настоящему роскошно и захватывающе

Даже далёкому от нашей кухни обывателю ясно, каких трудов стоит собрать в одном месте несколько сотен одоспешенных людей. Он чувствует причастность к поистине великому событию, хочет это повторить/поучаствовать/проспонсировать (ну вдруг).

Как человек, имеющий опыт комментирования, также хочу отметить, что динамика и насыщенность сражения позволяет успеть описать происходящее словами, что является несомненным преимуществом.

Для участников Битва Хоругвей:

  • это наиболее близкий к реконструкции формат сражений

Для всех «староверов» движения и «рыцарей-романтиков», махнувших рукой на ИСБ как «вырожденческое» и ориентированное чисто на спорт явление от ИР, строевые бои в этом ключе могут стать аргументом к повышению специфического внутреннего престижа и, как следствие, приток бойцов из числа убеждённых реконструкторов. Что может быть аутентичнее битвы батальонов?

  • возможность реализовать свой потенциал

Здесь есть место всем: стратегам, тяжеловесам, «бегунам», универсалам, женщинам (!) и пр. Для каждого найдётся тактическая задача, и каждый может принести пользу, даже просто удерживая линию и закрывая бреши. Сложные манёвры, требующие высоких физических показателей, координации и качественного снаряжения, можно доверить действующим «топам» смежных дисциплин.

  • точка притяжения всех неравнодушных

Ролевики, отошедшие от дел «ветераны», новички и чемпионы, команды и одиночки найдут для себя интерес и цель в строю. Правила взаимодействия делают порог вхождения в батальоны лояльным к бойцам практически любого уровня, опыта и возраста. Если до этого увлечение ИСБ имело флёр некоей элитарности (и безумия), где участие в турнирах требует траты всего свободного времени и средств на тренировки и снаряжение, то дата проведения Битвы Хоругвей становится днём открытых дверей в чудесный мир средневекового насилия — даже надевая доспех раз в год, в условиях строя боец остаётся конкурентоспособным.

  • простор для тактических действий и стратегических решений

Манёвры, прорывы, удержание, диверсии, устранения, истощение, позиционное противостояние — как уже было сказано выше, комбинаций этих двух основополагающих понятий, преследующих победные цели, здесь больше, чем в любых других состязаниях.

  • богатое поле для внедрения ролевых моделей

В среде бойцов есть предубеждение к слову «ролевая», но, чтоб избавиться от него, достаточно вспомнить, что перед боями мы надеваем костюм рыцаря и берём незаточенное оружие. Чисто соревновательный аспект не требует таких экзотических ухищрений. Для рядового обывателя и вовсе нет разницы между эльфийской диаспорой и средневеково-спортивным лобби. На данный момент в Хоругвях главной ролевой моделью является наличие знамени, но очевидно, что это не предел органичного встраивания элементов исторической достоверности в канву сражения. Притом выгодным отличием от уже существующих ролевых манёвров является отсутствие необходимости фантазировать. Не нужно считать удары по себе (хиты) — их следует держать пока это возможно. Не нужно искусственно домысливать ценность «обоза» с запасным оружием (без него бой будет проигран по-настоящему), и так далее. Формирование союзов на подготовительном этапе, переговоры, межклубная дипломатия, выстраивание боевых порядков на поле, ожидание штурма — всё это чрезвычайно роднит Битву Хоругвей с ролевыми «тысячниками», только вместо «белых» советов — «железные».

  • разнообразие арсенала

Ростовые щиты, гербовые треугольники, алебарды, мечи, фальшионы — это то место, где каждому снаряду, как и человеку, найдётся своя задача. Вдобавок повышается ценность самого факта наличия оружия, ведь хоругви — испытание на выносливость и проверка прочности запаса боевых ресурсов. То же относится к доспехам: там, где решает строй, а не борцовские навыки, бугуртооптимальные комплекты лишаются своей монополии, и среди набивших оскомину аэродинамических бацинетов и унифицированных бригантин можно будет увидеть русские шишаки и ламелляры, готические лепестки и юбки, рифлёные максимилиановские тассеты, кирасы, изящные рёбра жесткости, плюмажи для самых верных ценителей рыцарской эстетики и т.п. Что, безусловно, только украшает общую картину.

  • это, наконец, процесс, а не результат

Само участие в такой битве — уже награда, честь и удовольствие для бойцов. Сувенирные медали если и выдаются, то всем без исключения и напоминают не о победе или поражении какой-то из сторон, а о том, что это событие состоялось на радость всем причастным.

Единственным минусом Битвы Хоругвей можно назвать тот факт, что такое событие по объективным причинам нельзя проводить столь же часто, как обычные турниры. Впрочем, это повышает его моральную значимость, и, если снова поразмыслить стратегически, стимулирует явку бойцов в назначенную дату.

По крайней мере, я не вижу объективных причин не осуществиться этим прогнозам.

Заключение

Статья ни в коем случае не имеет целью сместить фокус внимания с уже существующих, проверенных временем и отлично себя зарекомендовавших номинаций средневекового спорта.

Тех, что подарили миру звёзд средневекового спорта: именитых дуэлянтов и прославленных капитанов.
Тех, что заразили любовью к нашему увлечению новое поколение, привели в залы и команды свежую кровь.
Тех, что совершенствовались и радовали публику все эти годы, пока большие батальоны переживали реформы и готовились к перерождению.

Все номинации хороши по-своему и уместны по случаю.

Я лишь стремлюсь подать знак, вселить уверенность во всех, кто сомневается, с какой стороны зайти в это наше ИСБ и ещё немного влюбить неравнодушных в многообразие средневековых состязаний.

-7

#исб #фехтование #исторический средневековый бой #swordeffect #историческая реконструкция #битва хоругвей #средневековые сражения #бугурт