Шаманское святилище – Арван-Гурва-Обо в переводе с монгольского «13 Обо», находится на северной оконечности озера Хубсугул вблизи посёлка Ханх. История этого места насчитывает более 4 веков. С мыса Хангинский на котором создано это святилище открывается вид на два острова, Саянский хребет, прилегающие степи и леса.
Монголы считают что землей правят 13 тэнгриев (божества). Для каждого божества сложено своё святилище в виде груды камней с шестом посередине. По завершении обряда на столб повязывали разноцветные ленты на которых могли писать молитвы и изречения.
Обычно обряд поклонения проводят летом. С каждым годом размер Обо увеличивается за счёт камней которые приносят на поклонение. Обычно эти сооружения ставятся на возвышенностях или на открытых местах видимых издалека.
У каждого Обо есть свой хозяин- тэнгри. Для того чтобы быть услышанным нужно принести жертву. Кровавые обряды давно канули в лету. Достаточно поделиться пищей, желательно белого цвета. Допустимы матерчатые ленты, табак, спички монеты, а если и этого нет можно принести в жертву воображаемые дары. Духи оценивают не ценности дара, а веру в божество. Для подношения у подножия Обо лежит плоский камень, на котором стоит блюдце с ячменем, чашка с водой и на который и кладут подношения. В Обо можно только класть подношения, забирать же оттуда ничего нельзя.
Для того чтобы быть услышанным нужно обойти Обо по часовой стрелке 3 раза как символ поклонения трём мирам – высшему, низшему и среднему. После назвать себя и рассказать о своей просьбе или просить покровительства и помощи в ваших начинаниях. Монголы истово верят что именно духи следят за порядком на земле, от них зависит погода, здоровье и благополучие. Пантеон духов огромен- есть духи земли, воды, ветра. Духи гор и лесов.
На просторах Монголии встретить Обо можно в самых неожиданных местах. Например на степной дороге. Значит когда-то здесь видели духа или ощутили его присутствие. Зачастую такие сооружения являются единственными ориентирами для кочевников и путников.
Местное население уважительно относится к религии – шаманизму, который существовал у древних племен.
Перед восхождением на высочайшую вершину Саян, Мунку Сардык мы специально посетили это священное место и дабы не смущать духов специально наняли для этой поездки лошадей.
То ли мы были убедительны или симпатичны для духов то ли счастливое стечение обстоятельств, но восхождение в этот раз состоялось и нам сопутствовала прекрасная погода.