В нынешнем году (2022-м) происходит множество событий, аналогичных которым в жизни большинства из нас еще не было. Ни одна из лично мне знакомых компаний никаких действий по подготовке к кардинальной смене ситуации на рынке не предпринимала. Эти события повлияли на все сферы жизни, в том числе на сферу АСУ ТП и на все процессы в этой сфере происходящие.
В итоге, на рынке АСУ ТП наблюдается некоторый беспорядок. Многие зарубежные компании, десятилетия работавшие в России, уходят с нашего рынка, закрывают представительства, останавливают проекты, замораживают поставки (по мере возможности). Цены на компоненты меняются в 2-3 раза.
В этой статье я коснусь вопроса незаконченных проектов в России. Представим ситуацию - зарубежная компания заключила договор на реализацию какого-либо проекта на производстве в России, но после 24-го февраля отношения были прекращены и Заказчики остаются с проектами разной степени готовности. Иногда, оборудование поставлено на 100% и даже были начаты работы по вводу в эксплуатацию. А иногда в наличии только РКД.
К нам постоянно поступают запросы на продолжение и завершение европейских (в основном) проектов. Ситуации самые разные и я опишу некоторые из них поподробнее.
К нашему партнеру, занимающемуся автоматизированными конвейерными системами для крупных складов, обратился интернет-магазин. У них бы подписан контракт с европейским поставщиком, но поставка не была выполнена. Сторонам удалось оперативно договориться и в мае на объекте начались работы по сборке конвейеров. Мы же, как обычно, выполняем подключение АСУ и ПНР. Сейчас эти работы и ведутся.
Немного другая ситуация сложилась при строительстве заводской ТЭЦ на юге России. Европейский подрядчик был в середине пути по разработке РКД на АСУ, когда было принято решение прекратить сотрудничество. Котлы, турбины и силовую часть поставляли российские компании и с ними задержек не было. Заказчик начал искать компанию, которая сможет поставить шкафы управления общестанционной АСУ ТП. В проекте было много сложностей, в первую очередь, не было подрядчика, отвечающего за технологию, за работу основного регулятора ТЭЦ. Нам же от проекта пришлось отказаться в связи со сжатыми сроками реализации.
Такое же решение было принято по АСУ ТП компрессорным оборудованием на Дальнем Востоке. Немецкая компания уехала с объекта не закончив ПНР и не передав исходный код программного обеспечения ПЛК. В проекте присутствовало сложное технологическое оборудование (например, 3-х ступенчатый центробежный компрессор), а технологов, идеально знающих его работу - не было.
Зачастую оборудование иностранного производства находится на обслуживании производителя. Механическую, гидравлическую и пневматическую часть обычно может обслуживать сам Заказчик или специализированная российская компания. А вот обслуживанием АСУ ТП занимается сам производитель. Отчасти это связано с нежеланием передавать программное обеспечение Заказчику, а отчасти влиянием АСУ ТП на работу всего оборудования в комплексе (имея программное обеспечение АСУ можно внести любые изменения в ход технологического процесса, в т.ч. те, которые не предусмотрены технологией). И сейчас сервисные контракты начинают разрываться, даже в тех случаях, когда обслуживание прописано полностью дистанционное. В результате Заказчик оказывается в весьма затруднительном положении: исходный код программного обеспечения отсутствует, контроллер закрыт. Ему остается только запастись максимальным комплектом ЗИП (если в перечне нет редких или даже уникальных узлов, что по нынешним временам особенно актуально) и постараться сделать резервную копию программного обеспечения. Никаких существенных изменений внести в систему возможности нет. Также, не надо забывать, что бОльшая часть диагностики оборудования завязана на систему управления. Если местный технический персонал не может понять, почему линия не работает/не запускается, то программист всегда может подключиться к ПЛК и указать место, в котором нужно искать проблему.
К нам обратился Заказчик как раз с такой проблемой - европейская компания отказалась даже от дистанционного обслуживания оборудования своего производства. А система большая и довольно сложная - автоматизированный сортировочный конвейер на складе крупного интернет-магазина. Работать, не имея сервисного контракта и не имея доступа к программному обеспечению, очень рискованно. Да, оборудование не старое и надежное, но и такая техника может давать сбои. И при некоторых видах отказа АСУ ТП без программного обеспечения ремонт может оказаться либо сложным и долгим, либо вообще невозможным. А это склад на котором обрабатываются тысячи заказов ежесуточно и который заполнен товаром. Простой оборудования обходится очень дорого и грозит потерей лояльности клиентов.
Как я писал выше - вариантов у Заказчика два: запастись бэкапами и максимальным количеством ЗИП или найти компанию, которая сможет полностью переписать программное обеспечение, провести ПНР и передать рабочее ПО. Оба варианта имеют плюсы и минусы, но второй вариант более надежный в долгосрочной перспективе. После получения вновь разработанного исходного кода программы ПЛК Заказчик получает полный доступ к системе. Если в дальнейшем ему будет необходимо изменить конфигурацию линии, заменить какие-либо узлы, подключаемые с помощью цифровых интерфейсов, дополнить операторский интерфейс или перейти на новую WCS, то с новым ПО такая возможность у него будет. Ну и наличие ПО на ПЛК сильно упрощает поиск неисправностей.
Собственно, Заказчик, обратившийся к нам, сейчас как раз пытается решить, каким путем ему лучше действовать. Разработка ПО связана с большими капитальными затратами и потребует проведения пуско-наладочных работ. Хотя, эти затраты, на мой взгляд, сравнимы с покупкой полного комплекта запасных частей для конвейерной линии.