У российских производителей и переработчиков ягод (земляника, малина, черная смородина, облепиха и некоторые другие культуры) в нынешнем году возникли непреодолимые сложности. Ягодный союз предупреждает, что в отрасли в нынешнем году будет снижение урожая на 30, а то и 50%. А чем меньше на прилавке продукции – тем выше цена. В общем, ягода нынче может показаться горькой.
Называются разные причины ожидаемого падения урожая ягод. Первая – перебои в поставках удобрений. А также нехватка средств защиты растений и оборудования. Как известно, это та самая основа урожая, закладывать которую нужно за несколько месяцев до начала сезона.
Можно предположить, что в отрасли только весной узнали, что пришла весна и нужно сажать плантации, а времени на подготовку не осталось. Вот и результат… Ежевика, земляника, крыжовник, черная смородина – все это, как говорится, может накрыться медным тазом. Особо печальные перспективы у малины – ее урожайность может упасть на 50%.
Тем временем Минсельхоз сообщает, что на середину июля собрано более 8 тысяч тонн ягод – почти на 11% больше, чем к этому же периоду прошлого года. И что в целом урожайность окажется не меньше прошлогоднего результата, будет собрано и подано покупателю порядка 20 тысяч тонн продукции.
Как понимать это разночтение?
- О падении производства речь не идет, - поясняет генеральный директор Ягодного союза Ирина Козий. – Скорее всего, мы соберем урожай на уровне прошлого года. Но в последнее время в России были заложены высокотехнологичные ягодные хозяйства, которые должны были поставить на рынок дополнительные тысячи тонн продукции. Вот этих дополнительных объемов не будет. Цена на ягоды, с некоторыми колебаниями, останется на уровне прошлого года.
Между тем в магазинах и на «развалах» цены на ягоды кусаются. Практически все в пределах 600-700 рублей за килограмм. Чуть дешевле, 450 рублей, стоит крыжовник, но он редко бывает в продаже.
Если мы говорим об импортной зависимости в АПК, то, наверное, первым делом имеем в виду как раз производство ягод. Собственными силами мы выращиваем только 20% от потребностей. По данным Росстата, в 2021 году по импортным закупкам нам пришло около 79 тысяч тонн свежих ягод и порядка 63 тысяч тонн замороженных. Откуда идут импортные поставки? Это тайна, покрытая мраком. Из-за санкций торговые отношения со странами Евросоюза прекращены. Однако сами аграрии не исключают, что немалые объемы ягод все же идут в Россию из Европы под маркой белорусской или турецкой продукции. Так как они из-за изменившейся логистики наматывают лишние тысячи километров, то их цена дорогая.
Но чем отличается производство ягод от выращивания зерновых или картошки – от этих культур мы ждем рекордных показателей в нынешнем году? Казалось бы, те же самые удобрения и средства защиты растений. У крестьян они есть, а у производителей ягод почему-то нет.
- Производство ягод – это высокотехнологичный процесс, - отвечает Ирина Козий. – Все крупные хозяйства оснащены капельным поливом, удобрения тоже подаются через каплю. Это не та традиционная «минералка», которую разбрасывают на полях. Водорастворимые капельные удобрения, как правило, зарубежные – вот вам одна проблема. И по ценам, и по доставке. Ситуация со средствами защиты растений еще сложнее. Чтобы зарегистрировать один препарат на одну культуру - нужны годы, и стоит эта процедура от 8 до 20 млн рублей. Препараты тоже импортные, подорожали в 2-3 раза, а некоторые и в 6 раз. Как будет в 2023 году - даже не знаем, заявки на препараты пока не принимаются…
Позвольте, но что нам ждать от начавшегося сезона арбузов? Ведь он тоже ягода! Получается, что главная опасность заключается не в том, содержат ли они нитраты, а будет ли эта ягода в продаже?
Что касается арбуза, то в союзе нам пояснили, что он уже давно ягодой не считается. По старой классификации – да, он признавался ягодой, в то время как земляника (клубника) и малина ягодами… не являлись! А вот томаты и баклажан относились к классу ягод. Сегодня по ботанической классификации арбуз относится к отряду тыквенных. И поскольку он уже «не их», то точной информации о его урожайности они дать не могут. Конечно, бахчевые переживают схожие экономические трудности, также подвержены капризам погоды, но эта отрасль в меньшей степени зависит от импортных поставок. Потому там проблем изначально меньше.
Арбузы в продаже будут, и, что особенно немаловажно, почти все они российские. Чего достоверно нельзя сказать об официально классифицированной ягоде. В союзе добавляют, что Россия способна в 2-3 раза увеличить объемы производства ягод и что новые хозяйства уже готовы, оснащены современным оборудованием и технологиями.
Но нельзя исключать, что ситуация с удобрениями и средствами защиты растений может опять повториться. Ведь заявки на препараты от наших производителей не принимаются…
Автор: Владимир Чуприн