Найти тему

SEO-продвижение. Компания, штатный специалист или фрилансер?

Все у кого имеется сайт рано или поздно задаются вопросом о привлечении на него посетителей, чаще с целью конвертации их в клиентов. О том какой тип исполнителя лучше Вам подойдёт, позволив сэкономив время, деньги, а главное нервы и пойдёт речь в данной статье.

Компания, штатный сотрудник или фрилансер?

Давайте рассмотрим плюсы компании:

1) Компания не заболеет и всегда "выйдет на работу". Она не пропадёт в неизвестном направлении (если конечно Вы заранее её проверили, о чём поговорим в отдельной статье).

2) Компания вступает с Вами в юридические отношения, с необходимыми документами и несёт ответственность не только юридически, но и с точки зрения своей репутации. Поэтому все суды подрядчика, как и негативные отзывы о нём можно найти в свободном доступе (что как правило нельзя узнать при найме сотрудника в штат).

3) В компании над проектом работает сразу несколько специалистов. Как правило это:

а) Аккаунт-менеджер (связующее звено между Вами и остальными специалистами компании, человек который является переводчиком Ваших пожеланий в технические задачи, и, наоборот, объясняет технические нюансы "человеческим" понятным языком), хорошо если аккаунт-менеджер будет также интернет-маркетологом, чтобы иметь общее понимание о необходимых действиях, которые нужно совершить для достижения результата;

б) SEO-оптимизатор (собственно тот человек которого Вы наймёте в штат если не будете выбирать компанию) - специалист который анализирует Ваш сайт по множеству факторов ранжирования и составляет необходимые рекомендации по правках на сайте;

в) Программист - специалист, который вносит правки на сайт;

г) Юзабилист - специалист, который анализирует удобство использования Вашего сайта. Чтобы посетителю были предельно понятны шаги которые он должен совершить для достижения того или иного результата, чтобы этих шагов было как можно меньше, а вся необходимая информация была всегда "под рукой";

д) Линкбилдер - специалист, работающий с ссылочной массой сайта. Анализирует ссылочный вес самого сайта, сайтов конкурентов, осуществляет поиск и закупку коммерческих ссылок в соответствии с вычисленной формулой их соотношения и количества;

е) Копирайтер - специалист, который на основании технического задания предоставленного SEO-оптимизатором пишет тематические тексты оптимизированные под поисковые системы.

4) Вам не нужно предоставлять компании рабочее место, покупать ей офисную мебель, технику, платить за неё налоги, за аренду помещения и электроэнергию.

5) При необходимости компания сможет осуществить за дополнительную плату необходимые изменения на сайте связанные с дизайном, вёрсткой и т.д.

Теперь давайте рассмотрим минусы компании:

1) Ежемесячная и почасовая стоимость услуг как правило немного выше чем при найме сотрудника или фрилансера;

2) Возможность столкнуться с бюрократией и более долгим сроком согласования и выполнения работ;

3) Невозможность мгновенно заглянуть "что же они там делают".

Теперь давайте рассмотрим плюсы штатного SEO-специалиста:

1) Как правило оклад специалиста чуть ниже стоимости продвижения в компании. (но если вспомнить про рабочее место, налоги и то что придётся тратить деньги ещё и на внесение правок, закупку статей и ссылок, то уже будет не ниже);

2) Специалист больше часов уделяет проекту и гипотетически скорость развития и продвижения сайта будет выше;

3) Вы всегда сможете проверить, что и как специалист делает в данный момент времени и дать своевременные ценные указания и пожелания.

Минусы штатного специалиста:

1) Отпуск, больничный, семейные обстоятельства и прочее. В любой момент времени штатный сотрудник может пропасть на неопределённый срок и работа встанет, если только у Вас не целый отдел с несколькими специалистами;

2) Не факт что Вы найдёте специалиста с успешным опытом продвижения Вашей тематики бизнеса. (в то время как в компании множество специалистов и проектов и наверняка есть похожие на Ваш);

3) Потребуется привлечение сторонних специалистов (программист, копирайтер, возможно юзабилист и линкбилдер), а это дополнительные расходы и привлечение опять таки внештатных специалистов, контроль над которыми осуществлять затруднительно. Едва ли Вы сможете нанять "мастера на все руки" за небольшой оклад, это одна из самых распространённых ошибок при выборе исполнителя по SEO.

Плюсы фрилансера:

1) Стоимость услуг как правило ниже чем в агентстве и часто даже ниже оклада штатного специалиста;

2) Нет необходимости в предоставлении рабочего места и оплате налогов.

Минусы фрилансера:

1) Возможность внезапного исчезновения и не осуществления своих обязанностей и договоренностей;

2) Необходимость привлечения дополнительных специалистов, дополнительные расходы;

3) Из-за наличия нескольких проектов, Вашему будет уделяться меньше рабочего времени, чем если бы у Вас был сотрудник в штате.

Мы описали основные плюсы и минусы каждого варианта. Давайте подведём итог:

1) Для того, чтобы понять реальные расходы на продвижение, нужно учитывать задействование не только одного специалиста, а привлечение дополнительных, учесть расходы на рабочее место и налоги, вычислить хотя бы примерно проводимые за один отрезок времени работы по сайту (вовсе необязательно, что если штатный специалист будет работать 8 часов в день, что за месяц он выполнит тот же объём, что и компания, нужно учитывать время на привлечение дополнительных специалистов, компетенции и скорость работы).

2) Нужно заранее продумать и зафиксировать возможности мониторинга проводимой работы и осуществления поставленных задач в обозначенные сроки, и как следствие аналитики отчётов для отслеживания динамики роста.

3) Учесть риски. Риском может быть что работа встанет, что сайт перестанет работать и некому будет исправить ситуацию, а это потеря клиентов, что не будет результатов или даже, наоборот, будет падение трафика из-за неграмотно выполненных работ. Также риском может быть воровство информации (о доходах, персональные данные клиентов и сотрудников компании), саботаж, выведение из строя и удаление важной информации. Как защитить от этого свой бизнес мы поговорим в отдельной статье.

4) Нужно обратить пристальное внимание на компетенции, проверить репутацию (суды, отзывы, рекомендации), портфолио (реальные показатели по текущим и прошлым проектам, не в виде графиков, которые можно нарисовать, а позиции запросов, метрики сайта, подтверждение, что данные проект продвигался данным специалистом или компанией и т.д., об этом подробнее позже), уточнить план работ и сроки его выполнения, зафиксировать показатели перед началом работы и ежемесячно их мониторить. Об этом более подробно поговорим в отдельной статье.

Для кого подойдёт какой из вариантов:

1) Компания - универсальный вариант, все необходимые специалисты в одном месте, не нужно платить за что-то отдельно, всё необходимое для продвижения делается под ключ, что уменьшает Вашу головную боль и сокращает трату времени на поиск и выбор отдельно привлекаемых специалистов. Такой вариант подойдёт абсолютно всем, главное грамотно подойти к выбору компании, учесть все необходимые нюансы и посчитать хотя бы примерно окупаемость и сроки.

2) Штатный специалист - подойдёт для крупных проектов, чаще всего когда это большой сайт, или это группа сайтов, когда в компании есть целые отделы (it-отдел, отдел маркетинга и т.д.), т.е. когда в компании уже есть свои маркетологи, программисты, возможно даже ui/ux-специалисты, дизайнеры, копирайтеры. Но как показывает практика, даже такие компании часто делегируют часть работ другим компаниям, это может быть связанно с отсутствием необходимых компетенций у штатных специалистов, с отставанием от плана работ, временной заменой/отсутствием вакансии одного специалиста или целого отдела и прочим.

3) Фрилансер - такой вариант подойдёт небольшим сайтам, продвижение которых необходимо в среде с низкой конкуренцией. Как правило это сайты какой-то малопопулярной услуги в небольшом городе. Для вывода таких сайтов в топ по этому городу не требуются высокие компетенции и проработки множества факторов ранжирования. Низкая конкуренция и отсутствие популярности говорит и том, что частотность запросов, как и потребность потенциальных клиентов в услуге крайне низкая, поэтому рекомендуются разовые работы по оптимизации для вывода низкочастотных запросов в топ, с которых с течением времени будут постепенно приходить клиенты.

Нужно учитывать, что не для всех проектов в принципе подходит SEO-продвижение. И это касается не только тематики проекта, но и платформы самого сайта, а также поставленных целей и задач по проекту, а главное окупаемости. О том для кого не подходит, поговорим в отдельной статье.