Азиатская производственная компания и союзник США продаст Польше огромный арсенал вооружений класса НАТО в рамках сделки на 15–20 миллиардов долларов. Легкие боевые реактивные самолеты Ка-50 корейского производства, десятки истребителей направляются в Польшу в рамках рекордной сделки по продаже оружия. В рамках крупнейшего экспорта вооружений в истории Южной Кореи Польша купит около 1000 танков, сотни самоходных артиллерийских установок и десятки истребителей.
Сеул. Сообщения о сделке просачиваются из Польши уже более недели, и сегодня частичное подтверждение пришло от корейской стороны. Стоимость пакета не разглашается. Однако приблизительная оценка, рассчитанная Asia Times с использованием цен за единицу систем, проданных предыдущим клиентам, оценивает ее в диапазоне от 15 до 18 миллиардов долларов. Эксперт, беседовавший с Asia Times на условиях анонимности, назвал сумму 20 миллиардов долларов. Обе цифры намного превышают 7 миллиардов долларов - общую стоимость всего оружия, проданного Южной Кореей всем мировым покупателям в 2021 году, который стал рекордным годом для продаж оружия в Сеуле.
В более широком смысле сделка демонстрирует новый канал сотрудничества между Востоком и Западом между союзниками США. Многие комментарии были сосредоточены на том, какие общие черты, если таковые имеются, связывают союзников США в Тихом океане, в частности, Австралию, Японию и Южную Корею. Количество сообщений удвоилось после того, как тихоокеанские страны были приглашены на саммит НАТО в этом году в Мадриде.
Оружейная сделка между Южной Кореей и Польшей представляет собой долгосрочную координацию спецификаций вооружений, стандартов на боеприпасы, электронную систематизацию и технологическое сотрудничество между компаниями с тем, чтобы обеспечивать беспрепятственный поток оружия из Тихого океана в Атлантический. А для Сеула после десятилетий синхронизации операционных систем с вооруженными силами США и расходования несметных тонн национального богатства на американское оборудование сделка представляет собой долгосрочный дивиденд для его внутреннего оборонного сектора. Это также может быть указателем на будущее. С начала тысячелетия армии процветающих западных держав в основном занимались противоповстанческими действиями.
Крупномасштабный конфликт на Украине, требующий дорогостоящих и высокотехнологичных систем, открывает перед оружейниками радужные перспективы. Возникают вопросы о способности западной военной промышленности не отставать от украинского конфликта, пожирающего оружие и снаряжение с дьявольской скоростью. Сделка с Польшей ставит Южную Корею, производственную державу, прямо в список стран НАТО. Корейские фирмы уже вложили значительные средства в Восточную Европу: Hyundai производит автомобили в Чехии, Kia в Словакии. Сегодняшнее слияние раздора и коммерции, похоже, вызовет новые корейские инвестиции в регионе.
Большие деньги, большие пушки. Подробности сделки между Южной Кореей и Польшей просачиваются уже несколько дней. 22 июля агентство Reuters процитировало комментарии министра обороны Польши местному журналу. Мариуш Блащак заявил, что к концу этого года Польша приобретет 180 танков К2, а также 48 реактивных истребителей FA-50 и определенное количество гаубиц. CNN со ссылкой на министерство обороны Польши добавило дополнительные подробности 28 июля, сообщив, что сделка включала 980 танков K2 и 648 самоходных бронированных гаубиц K9 в дополнение к 48 FA-50. По сообщению CNN, первые 48 K9 поступят к концу этого года.
Связаться с представителями Hanhwa Defense, поставляющей K9, Asian Times не удалось. Официальные лица Hyundai Rotem, поставляющего K2, не ответили на запросы. Однако сегодня утром информационное агентство Yonhap со ссылкой на неназванного чиновника подтвердило, что «первоначальная сделка» на 1000 танков подписана. В сообщении говорится, что детали, которые необходимо проработать, включают сроки, цены и местонахождение завода-изготовителя в Польше. Примерно половина заказа будет поставляться с корейских заводов; другая половина будет построена в Польше.
Размер сделки физически огромен. Возьмем, к примеру, 1000 K2. По данным GlobalFirepower.org, только 15 стран в 2022 году имеют более 2000 танков. Список возглавляет Россия с 12 420, за ней следуют США с 6 612. Средние державы Франция и Великобритания располагают особенно скромными парками: всего 406 и 227 танков соответственно. Танковый парк Польши перед сделкой насчитывал 863 танка.
Стоимость сделки не разглашается, но в 2009 году Книга рекордов Гиннеса обнаружила, что K2, который тогда стоил 8,2 миллиона долларов за единицу, был самым дорогим танком в мире. По этим ценам сделка на 1000 будет стоить около 8,2 миллиарда долларов. (Какую компенсацию польская сторона вычтет из общей стоимости, неизвестно.)
В этом году Индия подписала соглашение о покупке 200 K9 и транспортных средств поддержки из Кореи на сумму 1,7 миллиарда долларов. Таким образом, приблизительная цена за единицу K9 составит 8,5 миллиона долларов. Общая стоимость 648 орудий составит около 5,5 миллиардов долларов.
Специализированный веб-сайт aerocorner.com оценивает стоимость одного КА-50 в 30 миллионов долларов. Так, 48 самолетов будут стоить в районе 1,4 миллиарда долларов. Приведенное выше руководство очень грубое: все оружие поставляется в разных вариантах с различными потенциальными дополнениями. И кажется вероятным, что огромный размер заказа дает Варшаве значительные переговорные рычаги. Тем не менее, согласно приведенной выше математике, приблизительная цена составляет ошеломляющие 15,1 миллиарда долларов.
И, как и во всех оборонных сделках, это всего лишь цена покупки; это не включает будущее техническое обслуживание, модернизацию и т. д. Чун Ин-бум, генерал в отставке с близкими источниками в оборонном секторе, сказал Asia Times, что общая стоимость может составить 20 миллиардов долларов. Некоторый контекст: в прошлом году, согласно отчету Экспортно-импортного банка Кореи, Южная Корея продала оружия на 7 миллиардов долларов, что является рекордом для страны, восьмого по величине поставщика оружия в мире за год. Лидерами продаж в 2010 году были военно-морские суда, проданные в Индонезию и на Филиппины. Банк прогнозирует, что в 2021 году продажи оружия могут достичь 10 миллиардов долларов. Если расчеты Asia Times хотя бы отдаленно верны, то сделка с Польшей, о которой сообщается, намного превзойдет эту оценку.
Игрушки для больших мальчиков. K2, 54-тонная «Чёрная пантера» - основной боевой танк, оснащённый 120-мм самозарядной пушкой, композитной броней и бортовыми системами противоракетной обороны. Его стрельбе помогает сверхвысокочастотная радиолокационная система и лазерный дальномер. Он имеет дальность передвижения 450 километров и скорость по пересеченной местности 50 километров в час. Он используется в качестве основного танка южнокорейской армии, проходит испытания в Египте и Норвегии, а некоторые его особенности включены в конструкцию ОБТ Турции.
47-тонная бронированная самоходная гаубица К9 «Гром». Это 155-мм орудие имеет дальность стрельбы 40 километров и скорострельность 6-8 выстрелов в минуту. Оружие стало хитом экспорта. Его используют несколько стран НАТО, включая Эстонию, Норвегию, Польшу и Турцию, а также страны-кандидаты в НАТО Финляндия, Австралия и Индия. По данным местных СМИ в этом году, K9 занимает 69% мирового рынка 155-мм артиллерийских систем.
Согласно корпоративной брошюре, Hanwha также продает вспомогательные транспортные средства, в том числе роботизированный носитель боеприпасов K10 и центральный автомобиль направления огня K77.
KA-50 Golden Eagle - легкий боевой реактивный самолет производства Korea Aerospace Industries. Усовершенствованная версия ТА-50, но пока учебно-тренировочная, она может летать со скоростью 1837 км/ч. Хотя легкому боевому реактивному самолету не хватает возможностей истребителей четвертого и пятого поколений, он может выполнять легкие боевые, разведывательные и тренировочные задачи по цене, которая намного ниже, чем у топовых самолетов, таких как американский F35, стоимостью 101 миллион долларов за единицу. KA-50 находится на вершине спектра легких боевых самолетов, включая радар Isreali и цифровую систему управления полетом, и может быть вооружен ракетами класса «воздух-воздух» Sidewinder и/или высокоточными боеприпасами JDAM.
K2 часто можно увидеть на дороге и за ее пределами во время весеннего сезона учений. И целые полки K9 можно увидеть развернутыми вдоль дорожной сети к северу от Сеула и к югу от демилитаризованной зоны, в гигантских бетонных бункерах, обеспечивающих защиту сверху.
Совместимость Восток-Запад. Современная война чрезвычайно сложна, поэтому многонациональные учения сильно зависят от оперативной совместимости. Совпадать должны не только языки и тактика, но и сети командования и управления, более широкие сети связи и комплексы радиоэлектронной борьбы. Крайне важно, чтобы союзные подразделения могли идентифицировать друг друга, общаться друг с другом, обмениваться боеприпасами и, в идеале, обмениваться компонентами. Совместимость «очень важна и, по сути, является, пожалуй, самым важным решением при обмене оружием», - сказал Чун, генерал в отставке.
В корейском оружии, продаваемом Польше, используются боеприпасы, компоненты и системы, идентичные тем, что используются в армиях НАТО. Возьмите К2. Его основным вооружением является 120-мм гладкоствольная пушка, установленная на M1 Abrams и немецком Leopard II, а также на израильском Merkeva. Его пулемет представляет собой универсальное оружие калибра 7,22 мм, тип и калибр которого широко используется в армиях НАТО. Танк использует американскую систему спутниковой навигации GPS. Его трансмиссия немецкого производства, а его IFF/SFF (функция идентификации друга или врага/выборочная идентификация) соответствует стандарту НАТО STANAG.
K9 стреляет 155-мм снарядом стандарта НАТО - основным тяжелым артиллерийским боеприпасом, используемым альянсом. Страны Восточной Европы постепенно отказываются от своего оружия Варшавского договора, отправляя его на Украину, которая в основном использует снаряды калибра 152 мм.
А FA-50 - это вариант сверхзвукового учебно-тренировочного самолета Т-50, который сам по себе является совместным проектом KAI и американской аэрокосмической и оборонной компании Lockheed Martin. Вышеупомянутое оружие является плодом многолетнего опыта, в течение которого вооруженные силы Южной Кореи действовали совместно со своими союзниками из США, тратя при этом бесчисленные триллионы вон на американское снаряжение. Но Южная Корея использовала родственный опыт и отношения для создания отечественной оборонной промышленности как части своей более широкой производственной базы, которая сейчас достигает совершеннолетия. «У нас был опыт, и у нас были хорошие продукты», — сказал Чун.
Десятилетия тесного взаимодействия с вооруженными силами США теперь приносят дивиденды южнокорейской оборонной промышленности. Для торговцев оружием конфликт на Украине представляет собой потенциальную удачу. Государства Восточной Европы используют войну как возможность избавиться от устаревшего наследия, пожертвовав его Украине, и «заправив» свои арсеналы новейшим вооружением стандарта НАТО.
Польша, прифронтовое государство НАТО, вкладывает огромные средства в модернизацию своей обороны. Варшава ранее заявляла, что увеличит свой оборонный бюджет с 2% ВВП до 3%, удвоив при этом численность своих вооруженных сил. В этом месяце она заявила, что повысит долю еще больше, до 5%. Она согласилась закупить в США 116 бывших в употреблении танков M1 Abrams. Но это число меркнет по сравнению с огромным парком совершенно новых боевых машин, которые поставят корейцы. Война на Украине «дает нам прекрасную возможность», - сказал Чун, - «Ей надо защищать себя, а у нас есть оборудование и возможности для этого».
ЭНДРЮ СЭЛМОН