Прекрасное далеко,
Не будь ко мне жестоко,
Жестоко не будь….
Эти прекрасные слова из кинофильма «Гости из будущего» все время начинают крутиться у меня в голове, как только получаю электронные письма от своих интернет-друзей, живущих в разных городах РФ и мира. Они пишут: «Как вам хорошо, живете прямо там, где сохранились прекрасные образцы наших письменностей и нашего художественного наследия».
Я же в свою очередь завидую им всем. Действительно, почему же не завидовать москвичам, где имеется Оружейная палата, или петербуржцам, у которых есть Эрмитаж, или жителям Красноярского края, где имеется Минусинский историко-краеведческий музей. Или англичанам, имеющим Британский музей, или германцам, которые свободно, без всяких финансовых усилий, посещают Дрезденскую библиотеку. Французам тоже хорошо, у них есть Парижская библиотека!
Такой список можно продолжить до бесконечности. и во всех перечисленных культурных центрах имеются памятники древнетюркского (кто знает, может и древнебашкирского тоже) искусства и литературы.
Наверное, читатель в недоумение задается вопросом – а причем тут эти ведущие музеи мира и тюрки, их искусство и литература?
Но, мне кажется, такой вопрос могут задать только люди, не понимающие искусства. Искусство это прекрасное, а в нашем случае это «прекрасное далеко».
Попробую вкратце рассказать о фонде названных музеев и библиотек и ознакомить с ними читателей нашей газеты «Истоки» тюркскими памятниками искусства и литературы, которые хранятся в их фондах, выборочно.
Оружейная палата РФ - в Московском Кремле, 1) приказ Оружейной палаты, Оружейный приказ, центральное государственное учреждение в XVI — начале XVIII вв. Упоминается с 1547 как хранилище оружия, затем — место изготовления, закупки и хранения оружия, драгоценностей, предметов дворцового обихода. При оружейной палате созданы иконописная (1640) и живописная (1683) мастерские; в 1700 в оружейную палату влились Золотая и Серебряная палаты. В 1726 объединена с Казённым двором, Конюшенной казной и Мастерской палатой — «Оружейная и Мастерская палата». 2) Старейший российский музей, основан в 1806 (здание построено в 1844—51, архитектор К. А. Тон), с 1960 в составе Государственных музеев Московского Кремля; собрание декоративно-прикладного искусства России, Западной Европы и ряда восточных стран V — начало XX вв. (ткани, одежда, посуда, оружие, доспехи, царские троны и регалии и пр.)..
Так, какие же шедевры оружейного мастерства тюркских народов РФ хранятся в них?
Шлем Александра Невского. История экспоната: 18 декабря 1621 года в приходно-расходной книге была сделана запись следующего содержания: «Государева жалованья Оружейного приказу самопальному мастеру Никите Давыдову поларшина (далее следует перечисление тканей, которые надо выдать мастеру), а пожаловал его государь за то, что он и венцы, и мишени, и науши наводил золотом».
Арабописьменные тексты гласят- «Ммух маhир». Которые на русском языке означают- «Мастер Мамух».
Эрмитаж Государственный — художественный и культурно-исторический музей в Санкт Петербурге (Ленинграде), один из крупнейших музеев мира. Занимает пять зданий: Зимний дворец (архитектор В. В. Растрелли, 1754—62), Малый Эрмитаж (архитектор Ж. Б. М. Валлен-Деламот, 1764—67) и Старый Эрмитаж (архитектор Ю. М. Фельтен, 1771—87), здание театра (архитектор Д. Кваренги, 1783—87) и Новый Эрмитаж (архитектор Л. фон Кленце, 1839—52). Временем зарождения эрмитажного собрания считается 1764, когда Екатериной II была куплена в Берлине коллекция из 225 картин, преимущественно произведений голландской и фламандской школ. Значительное число картин размещалось в апартаментах дворца, называвшихся "Эрмитаж" (от французского ermitage — место уединения; позднее это название перешло на всю картинную галерею). Для Зимнего дворца производились закупки за границей крупных частных коллекций картин: Брюля (1769), Кроза (1772), Уолполя (1779) и др. Каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 насчитывал 2080 произведений живописи. Наряду с картинами в собрание Зимнего дворца поступали коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, западноевропейского прикладного искусства, резных камней, монет и медалей, а также книг (библиотека Вольтера). Расширение коллекций Э. происходило и в 19 в., когда в Э. стали поступать археологические материалы из раскопок, в частности, положившие начало знаменитой скифской коллекции. Э. играл большую роль в развитии русской культуры, для него было построено специальное музейное здание — Новый Эрмитаж. Посещение Нового Эрмитажа было ограниченным, экскурсии до конца 19 в. не допускались. За расширение доступа в музей боролась прогрессивная русская интеллигенция. В 1917 значительная часть коллекции Э. была эвакуирована в Москву и возвращена в Петроград лишь в 1920. После Октябрьской революции 1917 коллекция Э. значительно увеличилась за счет национализированных собраний Строгановых, Юсуповых, Шуваловых и др., музею постепенно передавались бывшие дворцовые помещения и весь Зимний дворец. Была осуществлена перестройка всей деятельности Э., организация новых отделов. В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 значительная часть коллекций Э. была эвакуирована в Свердловск, но в Э. продолжалась научная и музейная работа. Ныне Э. состоит из 8 отделов: первобытной культуры; античного мира; культуры народов Востока; истории русской культуры (включающий "Галерею 1812 года" — портреты офицеров и генералов, героев Отечественной войны 1812); нумизматики; западноевропейского искусства (картинная галерея с произведениями Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Джорджоне, Д. Веласкеса, Б. Э. Мурильо, П. П. Рубенса, А. ван Дейка, Ф. Халса, Рембрандта, Х. Хольбейна Младшего, Л. Кранаха, Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо, Т. Лоренса, Л. Ленена, Н. Пуссена, А. Ватто, Э. Делакруа, О. Ренуара, П. Пикассо, А. Матисса; собрания скульптуры с произведениями Микеланджело, А. Гудона, О. Родена; коллекция рисунков, графики, памятников прикладного искусства); научно-просветительного, ведущего экскурсионную и лекционную работу; реставрационного. Экспозиции музея занимают свыше 350 залов, посещаемость — 3,5 млн. человек в год. Э. ведет большую научную и научно-просветительную работу, проводит научные конференции, организует археологические экспедиции, готовит к изданию научные труды, каталоги, альбомы и путеводители. Значительное место в деятельности музея занимают временные выставки из зарубежных музеев. Награжден орденом Ленина (1964).
Сама чаща выглядит таким образом
Парижская библиотека. Национальная библиотека (фр. Bibliothèque Nationale или BNF) — самое богатое собрание франкоязычной литературы в мире и самая крупная библиотека во Франции. Одна из крупнейших библиотек мира. Исторически располагалась в Париже на рю Ришельё (сразу за Пале-Рояль) в ансамбле зданий XVII века, построенных по проекту Мансара для кардинала Мазарини и расширенных после 1854 года. Ныне этот ансамбль хранит только малую, но самую ценную часть государственной библиотеки — Кабинет медалей и манускрипты. Основное библиотечное хранилище построено в 13-м округе, это четыре высотных башни на левом берегу Сены, возведённые в форме раскрытых книг; хранилище носит имя Франсуа Миттерана. В библиотеке работают 2700 чел., из них 2500 чел. — полный день.
В этой библиотеке хранятся две реликвии, которые непосредственно касаются и истории башкир тоже. Это монета кагана Атиллы и рукописное издание произведения нашего поэта Котби «Хосров и Ширин».
В средневековых восточных исторических источниках, в том числе в трудах живших в IX-X веках аль Табари и аль Баглами, сохранились сведения об иранском шахе Хосрове II. Хосров II правил своей страной в 590-628 годах. Вместе с ним упоминаются и имена двух его жен Ширина и Мариама. С течением времени исторические события, связанные с жизнью Хосрова и его жены Ширин, приобретают легендарность.
Родившийся в Башкортостане Котоб, который упоминается в шэжэрэ башкир усерганцев как потомок Муйтен бека, к 1342 году заканчивает свою книгу «Хосров и Ширин» и дарит ее правителю левой руки (другое название «Ак Орда») Золотоордынского государства Танибеку. Котоб был послом Золотой Орды в государстве мамлюков. До наших дней сохранилась только копия рукописи Котоб, который был переписан поэтом Бэркэ Факихом в 1383 году. Хранится в национальной библиотеке Франции в Париже.
Продолжение следует...
Иршат ЗИАНБЕРДИН, Алексей Кривошеев
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!