Страх человека публично опозориться, быть смешным или нелепым - это один из самых сильных страхов. Некоторые люди с ужасом просыпаются, когда им снится, что с ними случился какой-то казус на сцене. Некоторые люди боятся выйти на сцену или, уже стоя на ней, впадают в ступор, если понимают, что на них в данный момент смотрит большое количество народа. Некоторые забывают слова, потеют, дрожат как осиновый лист, некоторым сильно хочется в туалет, их тошнит - чего я только не наблюдал))
Сам я тоже испытываю волнение, когда выхожу на сцену и по признанию всех моих знакомых артистов - они все волнуются в той или иной степени.
В принципе, я не вижу ничего плохого в волнении - оно добавляет остроты, адреналина выступлению. Это сильные эмоции, которые мне лично нравится переживать раз за разом.
Лично для себя я нашел способы справиться со страхом сцены:
- Первый способ - это чаще на ней бывать - чем чаще выступаешь, тем больше привыкаешь к сцене, и эмоции уже не кажутся настолько острыми.
- Второй способ - Представьте, что может с вами произойти самое страшное на сцене - к примеру, вам надо петь, а вы забыли слова или надо играть соло, а пальцы не слушаются и на выходе получается жалкое бдзынь еще и не в тональности)). Или у вас сломался усилитель или шнур - вариантов может быть масса. Главное прокрутить, пережить это мысленно и после этого понимаешь, что, в принципе, это не так и страшно.
Я был во всех этих ситуациях и могу сказать, что после того, как публично облажался на цене перед зрителями, после этого в подобной ситуации мне оказаться уже совсем не страшно)
- Третий способ - это идеально знать материал, максимально хорошо отрепетировать, и хотя от волнения это совсем не избавит, но позволит выступить лучше.
Есть такое мнение профессиональных артистов - на живом выступлении вы можете выдать 60-80% результата от того, на что способны в принципе по причине технических сложностей, волнения, необходимости играть стоя (если дома вы тренируетесь сидя) и еще двигаться, взаимодействовать с публикой (это серьезная многозадачность для мозга в режиме стресса) в темноте или под мигающими фонарями, которые могут ослеплять, со звуком, которого не слышно, или, наоборот, он чрезмерно громкий, в общем, в некомфортной среде.
Поэтому нужно быть готовым с запасом - на 150%. Если вам надо петь сложные ноты и вы их берете на репетиции впритык или еле выигрываете дома на диване гитарное соло - поздравляю, на концерте вы их не сыграете и не споёте - упрощайте партии и усиливайте тренировки.
Когда я играл в одной рок`н`ролльной команде, нас пригласили открывать мотосезон на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, у нас не было постоянного барабанщика, и мы пригласили очередного сессионного. Он играл хорошо, но не очень твердо знал материал, песни у нас были сырые, мы каждый раз по разному их исполняли на выступлениях - в общем, публику завоёвывали только харизмой и экспрессией. Итак, подошёл концерт к финалу, у нас последняя песня в стиле регги, барабанщик неправильно вступил и стал играть свою партию поперек такта, поменять ничего было нельзя до самого припева. Мы делали радостные веселые лица, а внутри про себя произносили страшные проклятия, исключительно нецензурные)) В общем песню доиграли до конца, не подав и виду, что что-то идёт неправильно - публике даже понравилось, они не заметили.
Другой случай был на корпоративе - вокалист группы, человек уже сильно не молодой, закончил петь припев, а дальше должно было быть соло. Когда оно было отыграно, он не смог вступить и впал в полнейший ступор. Мы сыграли один квадрат и жестами показывали ему - пора вступать, потом второй, третий, а он все смотрел на нас с совершенно беспомощным выражением лица. После того, как мы играли этот несчастный квадрат в течение нескольких минут, мы жестами с барабанщиком договорились сделать концовку и так вышли из этой тупиковой ситуации. Публика не заметила и плясала дальше.
Во всех этих ситуациях главное было не растеряться, не остановиться, а продолжать играть дальше, как ни в чем не бывало. Слушатели не придают особого значения мелким недочётам, если группа сама не акцентирует на этом внимание, не теряется и не расстраивается. Даже если всё совсем плохо, и вы вынуждены остановиться, нужно как-то весело это обыграть, и вам даже поапплодируют, поддержат.
Я как-то участвовал в одном отчётном концерте, сцена была большая, зрителей много - городской ДК. Гитарист передо мной выступал один (а это всегда страшнее, чем с группой) с номером на классической гитаре, сидя на специальном стуле для гитаристов. От волнения одна нога у него сначала начала дрожать, а потом и вообще смешно самопроизвольно подпрыгивать, как будто в нее вселился демон, и она стала жить своей жизнью. Ему пришлось остановиться, зал ему аплодировал для поддержки, после этого он успокоился и доиграл свое произведение до конца. В конце номера овации были еще сильнее.
Еще один случай, тут уже опростоволосился я лично. Мы должны были исполнять кавер на популярную американскую песню. Я играл на гитаре и пел в этом номере. К сожалению я не очень хорошо отрепетировал песню и слова доучивал по пути на концерт. Листок с текстом для подстраховки я положил перед собой, но когда началось выступление, сцена погрузилась сначала в темноту, а потом осветилась синим цветом. Конечно же я тут же забыл слова и, при попытке подсмотреть текст с листочка, оказалось, что слов совсем не видно - пришлось выкручиваться и придумывать текст на английском на ходу. Знакомые, которые были на этом выступлении, сказали что мой английский не очень хорош, но знали бы они, что я на самом деле тогда пел)))
Одна моя знакомая вокалистка, когда услышала историю нашего общего друга о том, что ему перед выступлением очень сильно хочется в туалет, болит живот, так прониклась этим, что у нее самой начал болеть живот, и она стала по часу пропадать перед концертом в туалете с расстройством желудка.
Нужно помнить, что все страхи только в вашей голове, если после какого-то страшного облома на сцене вы просыпаетесь в ужасе, в холодном поту, и решили завершить из-за этого карьеру артиста, то знайте - слушатели либо вообще этого не заметили, либо забыли об этом через 1 минуту после концерта, для них это не играет никакой роли. Не придавайте чрезмерного значения ошибкам, но делайте правильные выводы - слабые места нужно подтянуть на репетиции, и как ни в чем не бывало играть следующий концерт, а еще и научиться получать от этого удовольствие.
Пишите в комментариях ваши мысли и истории на эту тему и подписывайтесь на канал.