Найти тему
Rock`n`Roll Patrol

Страх сцены. Что делать?

Пейрафо́бия - страх публичных выступлений, страх аудитории
Пейрафо́бия - страх публичных выступлений, страх аудитории

Страх человека публично опозориться, быть смешным или нелепым - это один из самых сильных страхов. Некоторые люди с ужасом просыпаются, когда им снится, что с ними случился какой-то казус на сцене. Некоторые люди боятся выйти на сцену или, уже стоя на ней, впадают в ступор, если понимают, что на них в данный момент смотрит большое количество народа. Некоторые забывают слова, потеют, дрожат как осиновый лист, некоторым сильно хочется в туалет, их тошнит - чего я только не наблюдал))

Некоторые артисты испытывают тошноту или боль в животе перед концертом
Некоторые артисты испытывают тошноту или боль в животе перед концертом

Сам я тоже испытываю волнение, когда выхожу на сцену и по признанию всех моих знакомых артистов - они все волнуются в той или иной степени.

В принципе, я не вижу ничего плохого в волнении - оно добавляет остроты, адреналина выступлению. Это сильные эмоции, которые мне лично нравится переживать раз за разом.

На фестивале Harley days было немного волнительно
На фестивале Harley days было немного волнительно

Лично для себя я нашел способы справиться со страхом сцены:

- Первый способ - это чаще на ней бывать - чем чаще выступаешь, тем больше привыкаешь к сцене, и эмоции уже не кажутся настолько острыми.

- Второй способ - Представьте, что может с вами произойти самое страшное на сцене - к примеру, вам надо петь, а вы забыли слова или надо играть соло, а пальцы не слушаются и на выходе получается жалкое бдзынь еще и не в тональности)). Или у вас сломался усилитель или шнур - вариантов может быть масса. Главное прокрутить, пережить это мысленно и после этого понимаешь, что, в принципе, это не так и страшно.

Я был во всех этих ситуациях и могу сказать, что после того, как публично облажался на цене перед зрителями, после этого в подобной ситуации мне оказаться уже совсем не страшно)

- Третий способ - это идеально знать материал, максимально хорошо отрепетировать, и хотя от волнения это совсем не избавит, но позволит выступить лучше.

Есть такое мнение профессиональных артистов - на живом выступлении вы можете выдать 60-80% результата от того, на что способны в принципе по причине технических сложностей, волнения, необходимости играть стоя (если дома вы тренируетесь сидя) и еще двигаться, взаимодействовать с публикой (это серьезная многозадачность для мозга в режиме стресса) в темноте или под мигающими фонарями, которые могут ослеплять, со звуком, которого не слышно, или, наоборот, он чрезмерно громкий, в общем, в некомфортной среде.

Поэтому нужно быть готовым с запасом - на 150%. Если вам надо петь сложные ноты и вы их берете на репетиции впритык или еле выигрываете дома на диване гитарное соло - поздравляю, на концерте вы их не сыграете и не споёте - упрощайте партии и усиливайте тренировки.

Если играете сложное соло на пределе возможностей дома, то на концерте вы его не сыграете
Если играете сложное соло на пределе возможностей дома, то на концерте вы его не сыграете

Когда я играл в одной рок`н`ролльной команде, нас пригласили открывать мотосезон на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, у нас не было постоянного барабанщика, и мы пригласили очередного сессионного. Он играл хорошо, но не очень твердо знал материал, песни у нас были сырые, мы каждый раз по разному их исполняли на выступлениях - в общем, публику завоёвывали только харизмой и экспрессией. Итак, подошёл концерт к финалу, у нас последняя песня в стиле регги, барабанщик неправильно вступил и стал играть свою партию поперек такта, поменять ничего было нельзя до самого припева. Мы делали радостные веселые лица, а внутри про себя произносили страшные проклятия, исключительно нецензурные)) В общем песню доиграли до конца, не подав и виду, что что-то идёт неправильно - публике даже понравилось, они не заметили.

Облажаться на Дворцовой - это жемчужина в моей коллекции)
Облажаться на Дворцовой - это жемчужина в моей коллекции)

Другой случай был на корпоративе - вокалист группы, человек уже сильно не молодой, закончил петь припев, а дальше должно было быть соло. Когда оно было отыграно, он не смог вступить и впал в полнейший ступор. Мы сыграли один квадрат и жестами показывали ему - пора вступать, потом второй, третий, а он все смотрел на нас с совершенно беспомощным выражением лица. После того, как мы играли этот несчастный квадрат в течение нескольких минут, мы жестами с барабанщиком договорились сделать концовку и так вышли из этой тупиковой ситуации. Публика не заметила и плясала дальше.

Главное не растеряться и продолжать играть дальше, даже если всё идёт не так, как задумано
Главное не растеряться и продолжать играть дальше, даже если всё идёт не так, как задумано

Во всех этих ситуациях главное было не растеряться, не остановиться, а продолжать играть дальше, как ни в чем не бывало. Слушатели не придают особого значения мелким недочётам, если группа сама не акцентирует на этом внимание, не теряется и не расстраивается. Даже если всё совсем плохо, и вы вынуждены остановиться, нужно как-то весело это обыграть, и вам даже поапплодируют, поддержат.

Я как-то участвовал в одном отчётном концерте, сцена была большая, зрителей много - городской ДК. Гитарист передо мной выступал один (а это всегда страшнее, чем с группой) с номером на классической гитаре, сидя на специальном стуле для гитаристов. От волнения одна нога у него сначала начала дрожать, а потом и вообще смешно самопроизвольно подпрыгивать, как будто в нее вселился демон, и она стала жить своей жизнью. Ему пришлось остановиться, зал ему аплодировал для поддержки, после этого он успокоился и доиграл свое произведение до конца. В конце номера овации были еще сильнее.

Примерно так сидел тот гитарист
Примерно так сидел тот гитарист

Еще один случай, тут уже опростоволосился я лично. Мы должны были исполнять кавер на популярную американскую песню. Я играл на гитаре и пел в этом номере. К сожалению я не очень хорошо отрепетировал песню и слова доучивал по пути на концерт. Листок с текстом для подстраховки я положил перед собой, но когда началось выступление, сцена погрузилась сначала в темноту, а потом осветилась синим цветом. Конечно же я тут же забыл слова и, при попытке подсмотреть текст с листочка, оказалось, что слов совсем не видно - пришлось выкручиваться и придумывать текст на английском на ходу. Знакомые, которые были на этом выступлении, сказали что мой английский не очень хорош, но знали бы они, что я на самом деле тогда пел)))

Забыть текст - это классика)
Забыть текст - это классика)

Одна моя знакомая вокалистка, когда услышала историю нашего общего друга о том, что ему перед выступлением очень сильно хочется в туалет, болит живот, так прониклась этим, что у нее самой начал болеть живот, и она стала по часу пропадать перед концертом в туалете с расстройством желудка.

Можно провести концерт в туалете, если не справиться с фобиями
Можно провести концерт в туалете, если не справиться с фобиями

Нужно помнить, что все страхи только в вашей голове, если после какого-то страшного облома на сцене вы просыпаетесь в ужасе, в холодном поту, и решили завершить из-за этого карьеру артиста, то знайте - слушатели либо вообще этого не заметили, либо забыли об этом через 1 минуту после концерта, для них это не играет никакой роли. Не придавайте чрезмерного значения ошибкам, но делайте правильные выводы - слабые места нужно подтянуть на репетиции, и как ни в чем не бывало играть следующий концерт, а еще и научиться получать от этого удовольствие.

Пишите в комментариях ваши мысли и истории на эту тему и подписывайтесь на канал.