Обычно экономисты, которые предсказывают глобальную рецессию, выделяются из толпы прогнозистов со своим неординарным мнением. Сегодня же наоборот те, кто говорит, что мировая экономика избежит спада, выглядят нелепо. Федеральная резервная система США проводит широкую кампанию по ужесточению денежно-кредитной политики и с марта повысила процентную ставку на 2,25 процентных пункта. Европе не хватает природного газа из-за падения поставок из России. Рост экономики Китая резко замедлился из-за карантина, и растут опасения по поводу его хрупкого рынка недвижимости.
Настроение настолько мрачное, что многие инвесторы задаются вопросом, не наступила ли уже рецессия. Это сложный вопрос.
Но независимо от того, сокращаются ли экономики стран уже, трудно понять, как они могут избежать рецессии в следующем году, поскольку монетарное ужесточение в США имеет негативные последствия, а Европу ждет суровая зима. Положительным моментом является то, что более высокие процентные ставки и энергетический шок принесут прибыль, которая в долгосрочной перспективе должна укрепить мировую экономику.
Некоторые рецессии питаются сами по себе, поскольку домохозяйства, находящиеся в долгах, сокращают свои расходы или дефолты льются каскадом через хрупкую финансовую систему. За некоторыми исключениями, такими как бурный рынок жилья в Канаде, современные крупные экономики почти не страдают от таких уязвимых мест. На самом деле домохозяйства и компании выглядят сильными.
Банковские балансы беднейших американских домохозяйств примерно на 70% больше, чем в 2019 году. Даже угроза финансового кризиса в развивающихся странах — обычное беспокойство, когда ФРС повышает процентную ставку — уже не та, что была раньше. Отчасти это связано с переходом на долги, номинированные в местной валюте, а не в долларах.
Главной глобальной экономической проблемой является инфляция. В последний раз, когда ФРС столь резко ужесточала денежно-кредитную политику, в начале 1980-х годов, цены выросли более чем вдвое по сравнению с предыдущим десятилетием. Сегодня эта цифра составляет всего 29%, потому что инфляция начала расти только в прошлом году.
Лучшая историческая аналогия с сегодняшними событиями — это, вероятно, не затянувшаяся борьба со стагфляцией 1970-х годов, а скачок потребительских цен, последовавший за массовым разрушением во время Второй мировой войны. Спад, который положил конец этой инфляции, был неглубоким и оставил мало шрамов на мировой экономике. Мягкая рецессия и на этот раз должна подавить рост цен в экономике. Рынки уже делают ставку на то, что цены в США вырастут примерно на 3,8% в течение следующего года.
В других странах основным стимулом для инфляции является стремительный рост мировых цен на продукты питания и энергоносители и нарушение цепочек поставок, что приводит к повышению цен на импортные товары. Некоторые дефициты уже ослабевают. Цены на пшеницу упали почти на 40% по сравнению с недавним майским пиком. Цены на нефть в последнее время также падают. Цепочки поставок восстанавливаются. Только дефицит газа в Европе усугубляется.
Тем не менее, точно так же, как спад должен очистить американскую экономику от проблемы инфляции, так и Европа может выйти из рецессии, преодолев свою зависимость в отношении поставок энергоресурсов. Политики с опозданием осознали, что тщательно продуманный переход к экологически чистой энергии также ослабляет их зависимость от других стран в политическом аспекте.
Во всем мире растут инвестиции в возобновляемые источники энергии, и правительства, которые ранее скептически относились к ядерной энергетике — важной части энергосистемы с низким уровнем выбросов углерода, — пересматривают свое отношение к ней. Даже Япония, пережившая аварию на Фукусиме в 2011 году, надеется перезапустить больше ядерных реакторов. Если мир выйдет из грядущего спада с инфляцией под контролем и на пути к более экологичным и безопасным источникам энергии, то сегодняшние трудности в экономике окупятся сполна.