Найти в Дзене
Медиапалуба

Cанкции как окно возможностей для бизнеса

Российское судостроение бурлит, события последних месяцев всколыхнули рынок судового оборудования. Верфи спешно ищут замену европейской технике, а КБ все активнее присматриваются к российским, китайским или турецким комплектующим. Активизируются компании, которые ранее занимались только общепромышленной продукцией. И все это — на фоне сложных логистических цепочек, повышения стоимости изделий, доработки нормативной базы, а также инструментов господдержки.

«Медиапалуба» взяла интервью у Олега Пшеничного - директора компании «МСС». Какие перспективы отечественного производства судового оборудования и судостроения? Какой помощи от государства ждет отрасль? Нам ответил руководитель одной из ведущих компаний-производителей судового оборудования в России. Публикуем важные выдержки беседы. Основной текст можно почитать здесь.

- Олег Анатольевич, как Вы оцениваете политику импортозамещения, которая началась еще в 2014 году?

- За последние восемь лет в импортозамещении и локализации существенных перемен не было. Во многом из-за того, что для открытия производств в России нет достаточной экономической составляющей. Гарантированных заказов на перспективу по-прежнему не хватает.

Проблема — даже не создание нового оборудования, а гарантированный спрос на него, то есть нужная производителю серийность для заказов. К тому же, производить оборудование в России пока получается намного дороже, чем в Европе и тем более в КНР.

Кроме того, система, сложившаяся в результате членства РФ в ВТО, не позволяла нашим регулирующим органам вводить заградительные пошлины и стимулировать производство внутри России. И наши рекомендации по введению мер экономического регулирования сталкивались с невозможностью их реализации в сложившейся системе тендеров и регулирования. В свете последних событий сложилась ситуация, когда европейские производители массово уходят с российского рынка. Уходят в том числе и те, у кого здесь есть налаженные поставки и отработанные годами контакты.

Фото: ГК «МСС»
Фото: ГК «МСС»

- Что сейчас нужно производителям для выпуска конкурентоспособного оборудования?

Нам, как отечественным производителям, нужны серийность и прогнозируемый объем заказов, чтобы видеть перспективы. Со своей стороны мы готовы закупить оборудование, доработать технологии, чтобы постепенно наша, российская продукция, становилась дешевле и качественнее.

В последнее время было издано немало программных документов, в том числе известно 719-е постановление Правительства РФ. Документ подразумевает увеличение российской составляющей в комплектовании гражданских судов. Также есть программа инвестиционных квот. Однако заказчики не готовы покупать оборудование российского производства, если оно в разы дороже иностранного.

Пока стимуляция развития отечественного производства выглядит как возведение заградительных мер административного характера. Но в экономике это пока не работает. Любая компания при производстве оборудования считает рентабельность. И если производитель видит, что никто не будет покупать продукцию, то смысла ее производить нет.

Чтобы импортозамещение заработало системно, возможно, следует уйти от ряда открытых тендеров, где иностранная продукция конкурирует с российской. Мы ведь в разных условиях.

Фото: ГК «МСС»
Фото: ГК «МСС»

Нужны явные преференции отечественному оборудованию, стимул к развитию производства у нас, а не просто запрет на иностранные изделия.

Необходимо анализировать номенклатуру продукции, которая необходима нашему судостроению и которую можно производить у нас. После анализа можно ввести пошлины на ввоз таких изделий зарубежного производства, одновременно освобождая от НДС комплектующие для сборки и производства этого оборудования. Сейчас они часто китайские или турецкие.

Какую номенклатуру нужно покупать за рубежом, а что можно производить у нас, должны определять специалисты: профильные институты, наука, Минпромторг.

Тогда КНР и Турция — сейчас это наши основные партнеры в судостроении — могут задуматься об открытии в России совместного производства.

- Различные госпрограммы и выделение средств на опытно-конструкторские работы здесь не помогут?

- К сожалению, сегодня очень мало примеров уже внедренного оборудования, которое создано за счет выделения бюджетных средств на ОКРы и НИОКРы. Есть только единичные примеры, и то лишь у госкомпаний, которые не считают срок окупаемости, и у которых есть доступ к ассигнованиям. Малому и среднему бизнесу важны срок окупаемости и гарантированный спрос. При создании таких условий мы внедрим все сами и без выделения средств от государства.

Читайте полную версию интервью на сайте «Медиапалубы»: Cанкции как окно возможностей для бизнеса – интервью с директором ГК «МСС»

Чтобы не пропустить эксклюзивы о сфере судостроения, можно также подписаться на нас в соцсетях: Telegram, Twitter и ВКонтакте!