Легко быть правозащитником в сытой и спокойной Европе, и совсем другое дело – жить среди афганцев, сирийцев, малийских племён или иракских арабов – и рисковать свободой и жизнью каждым вздохом, не говоря уже о громких заявлениях и каких-либо действиях.
Каждый год ВЭФ публикует индекс гендерного разрыва, который демонстрирует разницу в положении и статусе мужчин и женщин в разных странах мира. Аутсайдеры этого списка чаще всего расположены в Южной Азии, Африке южнее Сахары и в арабских странах Востока. Защищать там женские права – настоящая борьба. Не против выдуманного стеклянного потолка, а с настоящими вызовами – типа права на получение хотя бы начального образования, криминальными и калечащими операциями по женскому обрезанию.
Сегодня мы расскажем о нескольких таких женщинах.
Махбуба Серадж, Афганистан
Наша героиня основала «Сеть афганских женщин» — неправительственную структуру, занимающуюся координацией правозащитной работы в Афганистане и Пакистане. Бежала из страны в 1978 году, после установления коммунистического режима, но вернуться смогла лишь в 2003 – когда американцы раздолбали своих бывших союзников талибов.
После возвращения исламистов к власти большая часть достигнутых успехов была аннулирована: женщин вновь нарядили в чёрные мешки, запретили путешествия, закрыли школы. Многие деятели правозащитного движения покинули страну, но Серадж на сей раз решила остаться, потому что прежний опыт жизни беженца на пакистанской земле ей не очень-то пришёлся по душе. Кроме того, работу на местах нужно кому-то координировать, а ей, видимо, уже особо нечего терять. Неоднократно нарушала установленные талибами запреты и ограничения, но пока остаётся безнаказанной. В прошлом году вошла в списки самых влиятельных персон по версии «Таймс» и BBC.
Муна Лукман, Йемен
Вместе с товарками учредила в Йемене «Сеть солидарности женщин», которая с 2013 года развернулась в полноценную группу поддержки женщин, объединяющую три сотни человек, оказывающих друг другу помощь в защите своих и не только прав. Они пацифисты, выступают против запрета на свободу перемещений, поддерживают товарищей, ставших жертвами незаконных репрессий.
Другой проект с её участием – некоммерческая организация «Еда для человечества» (Food4Humanity) — уже восемь лет организует поставки продовольствия в воюющие регионы, а обратно вывозит сирот из зон ведения боёв.
Фатима аль-Бахадли, Ирак
Основала движение, ориентированное на поддержку женщин, пострадавших от ведения войны, чья активная фаза длилась до 2017, но на локальном уровне продолжается до сих пор. Активистки требуют от духовенства признать общественную роль женщин, противодействуют детским бракам и как львицы бьются с вербовщиками террористов, приходящими в города и посёлки в поисках несовершеннолетних потенциальных солдат.
Много лет её борьба сопряжена с риском для жизни. Она становилась объектом покушений, потеряла в борьбе сына. В июне группа молодчиков ворвалась на правозащитный семинар, где Фатима рассказывала о борьбе за женские права, после чего правозащитница призвала государство к ответу, объявив о недопустимости молчания в такой ситуации.
Фузия Саид, Пакистан
Фузия Саид уже три десятилетия ведёт борьбу против направленного на женщин насилия. Создательница самого первого в стране антикризисного центра-шелтера, а также инициатор формирования Альянса против домогательств на сексуальной почве: организации, чья миссия – предотвращение харассмента на работе. В 2002 благодаря деятельности организации был разработан кодекс деловой этики, а спустя семь лет в Уголовном кодексе появилась статья, криминализующая домогательства на всей территории Пакистана.
Галия Раххал, Сирия
Основала правозащитный центр Mazaya. До начала войны была парикмахером, а затем занялась организацией гуманитарных конвоев с продовольствием и лекарствами. Учит оказывать медицинскую помощь, делать фотографии и писать статьи, а её организация обучает азам юриспруденции и оказывает помощь в психологическом ключе.
Как и её товарищи, сталкивалась с преследованиями и нападениями. В 2014 был сожжён офис, через год её пытались взорвать в машине, а спустя два года зверски убили сына.
Джульен Лусенге, Демократическая Республика Конго
Возглавляет альянс «Женская солидарность за комплексный мир и развитие» (SOFEPADI) и женский фонд Конго (FFC). Когда в стране разгорелась война между регионами, работала в СМИ. За время своих командировок записала и задокументировала более 3 тысяч историй об изнасилованиях в период военного конфликта, после чего вошла в альянс с активистами и создала НКО. В 2021 удостоена интернациональной премии за отвагу.
Насрин Сотуде, Иран
Правозащитник и юрист, который десятилетиями занималась за соблюдение в Персии гражданских и политических прав. Оказывала помощь несовершеннолетним, приговорённым к смерти, и несколько раз вырывала у иранского правосудия человеческие жизни.
В 2019 году была приговорена к 38 годам тюрьмы и наказанию плетью в размере 150 ударов. Спустя два года вошла в топ-лист наиболее влиятельных женщин мира.
Дуссу Траоре Магассуба, Мали
Ведёт борьбу за женские права в глубинке Мали, в регионе Каес. До того, как подалась в правозащиту, занималась учительством, где отметила: давая людям знания, женщины вообще не имеют представления о собственных правах. И решила сделать всё, чтобы это изменить.
Борется с женским обрезанием и другими дикарскими насильственными практиками. В 2002 году стала первой женщиной, удостоенной рыцарского звания Национального ордена Республики Мали.
Хинду Умару Ибрагим, Чад
Экоактивистка и участница «Ассоциации женщин», коалиции коренного населения Чада (AFRAT). Эта организация занимается реализацией проектов в сфере образования и здравоохранения кочевых народов, а также способствует адаптации женского населения к климатическим изменениям.
Занялась правозащитой в шестнадцатилетнем возрасте. Считает необходимым обеспечить для женщин доступ к новым профессиям и видам занятости, что позволит обеспечить их работой и повысить независимость от традиционного общества и мужского влияния, адаптироваться к новым климатическим условиям.
Люджейн аль-Хазлюль, Саудовская Аравия
В 2014 году эта активистка запустила акцию против запрета на автовождение для женщин и была подвергнута двухмесячному аресту. Это позволило ей получить авторитет среди местных диссидентов и правозащитников. Вскоре последовали новые аресты, однако годом спустя она выдвинула свою кандидатуру на первых в Саудовской Аравии муниципальных выборах, на которых баллотироваться получили право женщины.
Ваххабиты так испугались её участия, что не зарегистрировали Люджейн. Тогда же она выступила против мужской опеки над женщиной как существом неполноценным и не обладающим всей совокупностью гражданских и политических прав.
В 2017 году она была арестована: её обвиняли в попытках подорвать королевскую власть. Она, в свою очередь, в судебном процессе обвинила своих врагов в пытках и сексуальном насилии прямо в ходе следствия. Была освобождена в 2021 году.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ Пообщались с экспертами: где мы будем отдыхать этим летом и сколько это будет стоить россиянам
✅ Самые громкие и некрасивые скандалы с участием детей политиков
✅ История курса рубля в Советском Союзе: как менялись цены в СССР