Колесо фортуны непредсказуемо и неумолимо: вчера ты был наследник короля, а сегодня — придворный шут в колпаке с ослиными ушами, в уродливом наряде, пляшешь и балагуришь, потешая мстительного короля. Двенадцатилетнего Флорина, наследного принца королевства Монфиль, вместе с отцом заманили в ловушку и вместо торжеств по случаю заключения мира он оказался в Обезьяньей башне, в учениках шута Мима, самого необычного персонажа при дворе Винландии. Каждый день Флорин учится быть шутом, падая все ниже и ниже. Но только побывав на самом дне, когда отчаяние и унижение уже, казалось, разъели всю душу, можно найти в себе силы, обрести надежду и познать истинную цену жизни.
Роман Лилли Талль — это и энциклопедия средневекового быта, и поле для психологического анализа: за счёт чего выживают одни и оказываются сломлены другие? Как не потерять себя даже в самых сложных обстоятельствах?
— Не стоит, мой герцог, — услышал Флорин спокойный голос отца. — Это всего лишь шут!
Четверо стражников кинулись к герцогу, сжавшему горло шута железной хваткой.
— Ой-ой, да помогите же мне! — пронзительно закричал Мим, громко звеня бубенцами. — Он задушит меня!
Флорин видел, как Теодо с нескрываемым восхищением наблюдает за разыгравшейся сценой. Шут верещал без умолку, пока стражникам наконец не удалось вызволить его и повалить герцога Бонидзо на пол ударами кулаков.
— Мой бедный Мим, — посмеялся Теодо над шутом, схватившимся за шею и жадно глотающим воздух. — Я не удивлюсь, если за какую-нибудь из твоих выходок тебе однажды придется расплатиться жизнью. Но обещаю тебе, — тут он скользнул взглядом по стонущему от боли герцогу Бонидзо, — кто бы ни поднял на тебя руку, он будет наказан!
У Флорина перехватило дыхание, когда Теодо вновь повернулся к отцу. Филипп стряхнул с себя шутовскую корону и недвижно стоял среди стражников. Короли долго не сводили глаз друг с друга. В их взглядах сквозила почти осязаемая ненависть. Потом Теодо махнул рукой, и стражники принудили Филиппа встать на колени.
— Так-то лучше, — удовлетворенно сказал Теодо. — Червям положено пресмыкаться.
— Ты с твоим шутом — одного поля ягоды, — ответил Филипп. — То, что ты тут устроил, — сплошное шутовство!
— Ты называешь это шутовством? — Теодо победоносно указал на коленопреклоненных узников, на копья стражников и кандалы отца. — По мне, так это победа, я — победитель, а ты — побежденный. Или ты забыл, что между нами идет война?
— Тебе, как и мне, известно, что подписанный мирный договор вступил в силу, — отозвался Филипп.
— Мирный договор? О чем это ты? — с наигранной растерянностью Теодо обвел собравшихся взглядом. — Ты сам сорвал мирное соглашение своей непомерной заносчивостью. Король Зихар Норландский и все собравшиеся здесь были тому свидетелями.
— Лжец, — крикнул один из узников. Стороживший его солдат почти моментально стукнул его кулаком, и узник покачнулся.
— Видит Бог, ты лжешь, Теодо Винландский, — ответил Филипп. — А здесь, на земле, истину сохранят мои грамоты.
— Ах да, твои грамоты, — озабоченно вздохнул Теодо. — На этот счет давайте послушаем вас, канцлер Бенедикт.
__________________
Отрывок из романа Лили Таль "Мим"
#книги #литература #книги для подростков #книги для детей #исторический роман