В истории искусств существует отдельный жанр – аллегория, как способ визуально представить сложные понятия. Разгадка, что же на самом деле хотел сказать художник, кроется часто в названии, а образы, созданные живописцами помогают понять их собственное видение явления, ставшего главным смыслом их картин.
Как появилась аллегория?
Аллегорию как художественный прием придумали еще в Древней Греции. По сути, весь пантеон античных богов представляет собой персонификации и аллегории: богиня правосудия Фемида – женщина с весами, богиня любви Афродита – обнаженная красавица с совершенными формами, бог моря Посейдон – бородатый мужчина с трезубцем. В сознание людей всегда легче укладывались образы, хорошо им понятные и знакомые, именно поэтому своих богов они тоже создавали по своему подобию.
В более позднем искусстве через антропоморфные (человеческие) образы стали представлять не только богов и силы природы, но и науки.
Аллегории науки
Фламандский живописец Якоб Йорданс создал сложное многофигурное полотно, наполненное сложными смыслами. Наука здесь предстает в образе старца, кропотливо изучающего морскую раковину – символ даров природы и атрибут богини Афродиты, которая изображена рядом с ним как символ того, что ни одно дело невозможно без вдохновляющей любви. Петух у его ног обозначает хранителя, потому что в христианской культуре крик петуха ассоциировался с пробуждением, и в то же время вечную жизнь: петух, прерывая временную смерть – сон –– знаменовал своим истошным воплем не только начало нового дня, но и бесконечное возрождение. Минерва, покровительница войны и мудрости, поднимает свой меч против Зависти – порока, который губит многих одаренных людей, а Кронос, бог времени, терпеливо объясняет Невежеству, предстающему в образе дамы с глупым лицом, необходимость Просвещения.
Хорватский художник эпохи модерна, Роберт Ауэр, создает визуальный образ медицины. Женщина с пронзительным взглядом поддерживает полуобнаженную девушку, находящуюся на грани жизни и смерти. В руках у нее сосуд Гигеи – чаша со змеей, которая еще со времен Древней Греции она была неизменным атрибутом богини здоровья. Рядом с ними на поставке лежит череп, как напоминание о скоротечности человеческой жизни и ее неотвратимого финала. В культуре традиционно эта идея ассоциировалась с латинским крылатым выражением – memento mori (с лат. «помни о смерти»).
Ученик Антона Менгса, австриец Любвиг Гуттенбрун создал копию с полотна своего учителя по заказу Николая Юсупова, русского дипломата и одного из главных коллекционеров XVIII столетия.
Историю здесь представляет муза истории Клио с огромной книгой, куда твердой рукой она заносит все события, формируя память о минувших столетиях. Гений Истории, юноша в лавровом венце, атрибутом доблести и славы, подносит ей свитки – он был неизменным спутником и помощником музы, приносил сведения обо всем, что нужно сделать вечным. У ее ног – Кронос, бог времени, а рядом с ним – двуликий Янус, символизирующий единство прошлого и будущего.
Итальянский художник Бернардо Строцци создает «Аллегорию математики» в традициях эпохи барокко: контрастная светотень, и эмоциональность образов создает драматическое напряжение в картине. Пожилой мудрец, держащий в руках циркуль, представляет собой персонификацию математики. За его спиной стоит Зависть, как напоминания о пороках, а рядом сидит Невежество. В позе и взгляде старца считывается пренебрежение к двум фигура – он продолжает размышлять, не тратя драгоценного времени на то, чтобы объяснять необходимость новых научных открытий в абстрактной фундаментальной науке.
Творчество русского живописца Михаила Врубель насквозь пропитано абстрактными образами, метафорами, иносказаниями. Его любовь к аллегориям нашла воплощение в декоративном триптихе, созданном по заказу Саввы Морозова. Одна из частей этого произведения посвящена философии, представляющаяся в образе молодое полуобнаженной девушки, что характерно для эпохи модерна, стремящейся к рафинированному изяществу форм. У ее ног сидит сова, олицетворяющая мудрость и знания – два столпа, на которых базируется философия.
Предметом аллегорической живописи были не только науки, но и времена года, общечеловеческие понятия, такие как любовь, красота, смерть, грехи и пороки и многое другое. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи!