Для тех, кто родился и вырос в СССР чехословацкие грузовики марки Avia вряд ли нуждаются в представлении, грузовички и фургоны синего цвета были широко распространены в нашей стране. Однако некоторые страницы истории этой легендарной марки незаслуженно остались в тени.
Думаю, что не будет лишним напомнить, как начиналась история "синей" легенды. Важной датой для автомобильного завода Avia стал 1967 год, когда у французской компании Renault была приобретена лицензия на производство грузовиков Saviem SG-2 и SG-4 (Saviem входила в состав Renault) с кабиной над двигателем грузоподъемностью соответственно 1,5 и 3 т.
В 1968 году завод в Летнянах выпустил первую партию грузовиков, собранных из импортированных машинокомплектов. В течение последующих лет производство неуклонно возрастало и к середине 80-х годов достигло своего максимума - около 15000 машин в год. Всего за 20 лет с начала производства было изготовлено более 150000 автомобилей.
Обе модели оснащались 4-цилиндровым рядным дизелем MAN водяного охлаждения рабочим объемом 3319 см3, развивающим мощность 72 л.с. у 1,5-тонной Avia A15 и 80 л.с. - у 3-тонной Avia A30. Максимальная скорость А15 достигала 86 км/ч, А30 - 82 км/ч. Модель A15 выпускалась в одном варианте колесной базы, A30 - в трех. Передняя подвеска была независимой, на поперечных качающихся рычагах с гидравлическими амортизаторами. Задняя зависимая подвеска различалась: у младшей модели стояли цилиндрические пружины и телескопические амортизаторы, у трехтонки - полуэллиптические листовые рессоры и телескопические амортизаторы. A15 в отличие от A30 имела заднюю односкатную ошиновку, а также колеса меньшего размера. В большинстве своем автомобили окрашивались в насыщенный синий цвет, ставший своего рода визитной карточкой Avia. Разноцветье появилось уже намного позднее - в 1990-е годы.
С 1979 года грузовики получили двигатель рабочим объемом 3596 см3. У младшей модели обозначение изменили на А20, ее грузоподъемность в зависимости от модификации составляла 1,81-1,87 т. У A30 наименование менять не стали, ее грузоподъемность также зависела от конкретной модификации и находилась в пределах 3,07-3,32 т.
В начале 80-х годов линейка Avia пополнилась 10-кубовым цельнометаллическим фургоном A20F грузоподъемностью 1,6 т. А в 1983 году началось серийное производство усовершенствованных моделей Avia - A31 и А21, пришедших на смену A30 и А20. При их освоении основное внимание было уделено модернизации двигателя и коробки передач, а также максимальной унификации между моделями. У двигателя серии 712 при сохранении объема цилиндров в 3596 см3 мощность увеличили с 80 до 83 л.с. Взамен 4-ступенчатой КПП была внедрена 5-ступенчатая. Задние ведущие мосты получили новую главную передачу. Максимальная скорость повысилась: у А21 до 95 км/ч, у A31 до 85 км/ч.
В 1988 году последовала очередная модернизация. У модернизированных А21.1 и A31.1 усовершенствовали тормозную систему и систему освещения, улучшили эргономику кабины, внедрили ряд других нововведений, направленных на удовлетворение ужесточившихся правил безопасности ЕЭК.
Массовые закупки Avia для советских транспортных предприятий стартовали в начале 1980-х годов. В 1985 году в СССР был поставлен 10000-й автомобиль, а в конце 80-х в Советском Союзе работало уже порядка 45000 грузовиков. Наибольшее распространение у нас получили цельнометаллические фургоны A21F и фургоны общего назначения на шасси А31, кроме того поставлялись и бортовые тентованные грузовики А31.
На шасси Avia выпускались и автобусы, однако они были практически неизвестны в СССР.
Чехословацкий завод Karosa в 1968 году на шасси Avia A30 изготовил опытный образец автобуса Karosa A30-D7 на 20 пассажиров, его люксовую версию A30-L7 и радиотрансляционную - A30-RPA. Правда, в серию эти модели не пошли. Лишь в 1972 году была выпущена партия из 10 радиотрансляционных автобусов A30-RV.
В 1977 году венгерский Ikarus на этом же шасси начал выпускать автобус Ikarus-553 вместимостью 19-22 человека.
В 1980-х годах на смену ему пришла новая модель Ikarus-543 на модернизированном шасси Avia A30.1N, рассчитанная на 18 или 22 пассажиров в зависимости от планировки салона.
В 80-е годы болгарский завод "Чавдар" выпускал 21-местные автобусы на шасси Avia A30.1.
С конца 80-х годов югославское предприятие Tvornica autobusa Zagreb производило 14-местные автобусы TAZ Neretva A21 на шасси Avia A21.1.
Из всего этого разнообразия лишь Икарус-543 оставил сколь-нибудь заметный след автомобильной истории СССР. В 1986-1991 годах эта модель была поставлена в нашу страну в количестве 209 единиц.
И еще несколько слов об одном малоизвестном эпизоде истории автобусов на шасси Avia. В 1990 году на только что созданном Голицинском автобусном заводе, при участии советско-британского СП АСТО, выполнялось переоборудование цельнометаллических фургонов Avia A21.1F в 13-местные автобусы АСТО-ГОЛАЗ-3201 с установкой в кузове мягких кресел Внуковского авиаремонтного завода. За год было выпущено несколько десятков машин. В дальнейшем производство этих автобусов продолжило СП АСТО в Чеховском районе Московской области.
А вам, уважаемые читатели доводилось встречать автобусы на шасси Avia?
- Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой Дзен-канал и порекомендуйте его друзьям.
- У меня есть одноименный канал на "Пульсе". Там можно найти мои старые Дзеновские публикации и новые статьи.
Если вы пропустили интересующие вас публикации, для вашего удобства есть Путеводитель по Дзен-каналу (ЖМИТЕ).
#автопром #ссср #чехословакия #авто #грузовик #автобус #avia #история