Может ли шутка из кино отражать реальность? Доктор Николас Ферл из Королевского университета Холлоуэй в Лондоне провёл интересное исследование, вдохновленное телевизионными образами поп-культуры из фильмов. В своих работах он исследовал феномен восприятия физической привлекательности человека в зависимости от привлекательности окружающих его людей. И результаты, кажется, противоречат популярной гипотезе о том, что существуют постоянные черты, считающиеся привлекательными.
Каждый из нас при просмотре американских фильмов или сериалов сталкивался с так называемым телевизионным тропом (средства и приёмы, которые используются по ходу повествования) школьной звезды, окружённой группой, менее привлекательных, чем она подруг.
Хотя в современной науке принято считать, что согласно эффекту сходства мы склонны дружить с людьми, которые физически похожи на нас, в том числе и в плане привлекательности исследователи недавно обнаружили довольно интересный эффект, который частично этому противоречит.
Доктор Николас Ферл из Королевского университета Холлоуэй в Лондоне провёл интересное исследование, вдохновлённое телевизионными образами поп-культуры из фильмов. Его результаты, опубликованные в 2016 году в журнале Psychological Science, свидетельствуют о том, что оценка привлекательности человека другими людьми отличается в зависимости от людей, среди которых представлено измерение.
Вопреки распространённому мнению о том, что оценка привлекательности постоянна, результаты этого исследования показывают, что среднее привлекательное лицо, представленное среди других, менее привлекательных, кажется более привлекательным, чем лица, демонстрируемые сами по себе.
Участники исследования
В исследовании приняли участие 40 студентов и сотрудников Лондонского университета Ройал Холлоуэй в возрасте от 18 до 23 лет в эксперименте по оценке привлекательности и в возрасте от 18 до 55 лет в эксперименте по оценке средней внешности.
Участие в исследовании привлекательности вознаграждалось купоном Amazon на 28 долларов, а в эксперименте по оценке средней внешности — купоном на 8 долларов. Оба эксперимента были одобрены Комитетом по профессиональной этике Лондонского университета.
Методология исследования
Опыт проводился в двух вариантах с одинаковой методикой. В первом из них участникам были представлены 30 фотографий (15 женщин и 15 мужчин). Участников попросили оценить привлекательность с помощью горизонтальной линии под фотографией, представляющей континуум от 0 до 1.
Затем привлекательное лицо помещали среди фотографий лиц, которые считались непривлекательными, и просили провести повторную оценку.
Оценка привлекательности лица, ранее считавшегося привлекательным, как правило, была выше по сравнению с предыдущей оценкой.
В ходе следующего этапа исследования участникам были представлены два лица, ранее считавшиеся одинаково привлекательными, среди тех, которые были определены как непривлекательные.
Эксперимент, посвященный аспекту привлекательности, показал, что испытуемые с большей вероятностью оценивают одного человека как более привлекательного, если где-то рядом, на втором плане находятся другие непривлекательные люди, даже если изначально этот человек казался им непривлекательным.
Заключение исследования
Согласно диссертации доктора Ферла, результаты этих исследований могут свидетельствовать о зависимости оценки физической привлекательности человека от окружения людей, в котором он находится. Это означает, что оценка привлекательности не постоянна, а колеблется в зависимости от контекста.