29 июля исполняется 122 года со дня рождения Михаила Клавдиевича Тихонравова — разработчика первой отечественной жидкостной ракеты ГИРД-09, конструктор ракетно-космической техники, доктора технических наук, профессора, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, члена-корреспондента Международной академии астронавтики.
Дорога к небу у будущего конструктора началась в детстве, когда на Петербургской неделе авиации он наблюдал первый в России демонстрационный полет на летательном аппарате. С момента поступления 20-летнего М. К.Тихонравова в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н.Е. Жуковского (в настоящее время — Военно-воздушная академия им. Н. Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина) начинается его профессиональная карьера инженера, конструктора, ученого в области космической техники.
Во время учебы М.К. 29 июля исполняется 122 года со дня рождения Михаила Клавдиевича Тихонравова — разработчика первой отечественной жидкостной ракеты ГИРД-09, конструктор ракетно-космической техники, доктора технических наук, профессора, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, члена-корреспондента Международной академии астронавтики.
Дорога к небу у будущего конструктора началась в детстве, когда на Петербургской неделе авиации он наблюдал первый в России демонстрационный полет на летательном аппарате. С момента поступления 20-летнего М.К.Тихонравова в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н.Е. Жуковского (в настоящее время — Военно-воздушная академия им. Н. Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина) начинается его профессиональная карьера инженера, конструктора, ученого в области космической техники.
Во время учебы М.К.Тихонравов принимает участие в работе секции «Авиация и планеризм» в кружке по строительству планеров.
В 1923 году на Всесоюзных состязаниях планеристов представляет свое первое изобретение — планер «АВФ-1», в 1925 году его планер «АВФ-2» («Змей Горыныч») получает восторженные отзывы на международных выступлениях советских планеристов в Германии. До 1929 года разработанные им планеры «Жар-птица», «Гамаюн», Скиф«, «Жар-птица-2» установили рекорды на всесоюзных состязаниях планеристов.
После получения образования М. К.Тихонравов несколько лет работает на предприятиях авиационной промышленности, продолжая заниматься планеризмом и изучением полета птиц. Мало кто знает об этом увлечении Тихонравова, продолжавшемся более четверти века: на основе собираемых метрических данных он формулирует теории и делает выводы о связи их мышечного аппарата с аэродинамическими свойствами, которые находят свое отражение в ряде статей и публикаций конструктора.
Ракетной техникой Тихонравов увлекся после посещения «Первой мировой выставки моделей межпланетных аппаратов», проходившей в Москве в 1927 году.
«К началу 30-х годов он убеждается в преимуществе использования ракетного двигателя на большие высоты, который должен помочь человеку «подняться в верхние слои атмосферы, выйти из нее..., а полеты ракеты в стратосферу нужно рассматривать как подготовку пути в межпланетное пространство».
В 1932 году он начинает сотрудничать с Группой изучения реактивного движения (ГИРД) — научно-исследовательской и опытно-конструкторской организацией, занимавшейся разработкой ракет и двигателей к ним. Через год конструктор возглавит в ГИРД сектор жидкостных ракет с двигателем на гибридном топливе. Вспоминая работу в Группе изучения реактивного движения, Тихонравов пишет: «А будущее представлялось грандиозным. Нам тогда было ясно. Мы мечтали о космических кораблях.»
С 1938 года Михаил Тихонравов занимается разработкой ракет для изучения верхних слоёв атмосферы, в годы войны — устойчивостью полета реактивных снарядов для «Катюши», руководит проектированием ракетного истребителя-перехватчика.
В середине 1940-х годов М. К. Тихонравов создает группу сотрудников для разработки проекта пилотируемого аппарата, вертикально запускаемого одноступенчатой ракетой на высоту до 200 км. Группа начала деятельность в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ), и дальнейшие ее достижения могут считаться достижениями единого коллектива высококлассных специалистов. Проект получил положительную оценку специалистов и руководства, у Тихонравова появилась возможность увидеть свою мечту, воплощенную «в металле».
Позднее группа будет заниматься пакетной схемой по преодолению межконтинентальных дальностей, исследованием схем составных ракет, вопросами создания искусственного спутника Земли (ИСЗ). В 1954 году группой был выпущен отчет, включающий перспективный план исследования и освоения космического пространства в несколько этапов: автоматический беспилотный спутник; полет человека на ракете; пилотируемые пуски для освоения техники полета; запуск спутников с одним или двумя пилотами, рассчитанного на длительное пребывание на орбите; создание спутника-станции. Этот отчет Тихонравов назвал программой освоения космоса.
Вскоре Тихонравов со своими специалистами перешел в ОКБ к С.П. Королеву и возглавил отдел № 9, занимавшийся космической проблематикой, начиная с первых ИСЗ, а позже — сериями космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз» и межпланетными автоматическими станциями.
Практическая работа ученого сочеталась с педагогической деятельностью, просветительской работой в области истории, популяризации космонавтики и общечеловеческих ценностей. В последних своих выступлениях наряду с объяснениями стремлений человека в космос как естественных стремлений развивающейся цивилизации, отрицал «любое насилие над человеком и человечеством».
С воспоминаниями соратников, коллег, друзей, единомышленников, родственников о М.К. Тихонравове, его жизни и деятельности, можно ознакомится в читальном зале РГАНТД. Документы обширно представлены в личных фондах, коллекциях документов, созданных специалистами НИЦТД-РГАНТД в порядке инициативного документирования, фондах организаций. Тихонравов принимает участие в работе секции «Авиация и планеризм» в кружке по строительству планеров.
В 1923 году на Всесоюзных состязаниях планеристов представляет свое первое изобретение — планер «АВФ-1», в 1925 году его планер «АВФ-2» («Змей Горыныч») получает восторженные отзывы на международных выступлениях советских планеристов в Германии. До 1929 года разработанные им планеры «Жар-птица», «Гамаюн», Скиф«, «Жар-птица-2» установили рекорды на всесоюзных состязаниях планеристов.
После получения образования М. К. Тихонравов несколько лет работает на предприятиях авиационной промышленности, продолжая заниматься планеризмом и изучением полета птиц. Мало кто знает об этом увлечении Тихонравова, продолжавшемся более четверти века: на основе собираемых метрических данных он формулирует теории и делает выводы о связи их мышечного аппарата с аэродинамическими свойствами, которые находят свое отражение в ряде статей и публикаций конструктора.
Ракетной техникой Тихонравов увлекся после посещения «Первой мировой выставки моделей межпланетных аппаратов», проходившей в Москве в 1927 году.
«К началу 30-х годов он убеждается в преимуществе использования ракетного двигателя на большие высоты, который должен помочь человеку «подняться в верхние слои атмосферы, выйти из нее..., а полеты ракеты в стратосферу нужно рассматривать как подготовку пути в межпланетное пространство».
В 1932 году он начинает сотрудничать с Группой изучения реактивного движения (ГИРД) — научно-исследовательской и опытно-конструкторской организацией, занимавшейся разработкой ракет и двигателей к ним. Через год конструктор возглавит в ГИРД сектор жидкостных ракет с двигателем на гибридном топливе. Вспоминая работу в Группе изучения реактивного движения, Тихонравов пишет: «А будущее представлялось грандиозным. Нам тогда было ясно. Мы мечтали о космических кораблях.»
С 1938 года Михаил Тихонравов занимается разработкой ракет для изучения верхних слоёв атмосферы, в годы войны — устойчивостью полета реактивных снарядов для «Катюши», руководит проектированием ракетного истребителя-перехватчика.
В середине 1940-х годов М. К. Тихонравов создает группу сотрудников для разработки проекта пилотируемого аппарата, вертикально запускаемого одноступенчатой ракетой на высоту до 200 км. Группа начала деятельность в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ), и дальнейшие ее достижения могут считаться достижениями единого коллектива высококлассных специалистов. Проект получил положительную оценку специалистов и руководства, у Тихонравова появилась возможность увидеть свою мечту, воплощенную «в металле».
Позднее группа будет заниматься пакетной схемой по преодолению межконтинентальных дальностей, исследованием схем составных ракет, вопросами создания искусственного спутника Земли (ИСЗ). В 1954 году группой был выпущен отчет, включающий перспективный план исследования и освоения космического пространства в несколько этапов: автоматический беспилотный спутник; полет человека на ракете; пилотируемые пуски для освоения техники полета; запуск спутников с одним или двумя пилотами, рассчитанного на длительное пребывание на орбите; создание спутника-станции. Этот отчет Тихонравов назвал программой освоения космоса.
Вскоре Тихонравов со своими специалистами перешел в ОКБ к С.П. Королеву и возглавил отдел № 9, занимавшийся космической проблематикой, начиная с первых ИСЗ, а позже — сериями космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз» и межпланетными автоматическими станциями.
Практическая работа ученого сочеталась с педагогической деятельностью, просветительской работой в области истории, популяризации космонавтики и общечеловеческих ценностей. В последних своих выступлениях наряду с объяснениями стремлений человека в космос как естественных стремлений развивающейся цивилизации, отрицал «любое насилие над человеком и человечеством».
С воспоминаниями соратников, коллег, друзей, единомышленников, родственников о М.К. Тихонравове, его жизни и деятельности, можно ознакомится в читальном зале РГАНТД. Документы обширно представлены в личных фондах, коллекциях документов, созданных специалистами НИЦТД-РГАНТД в порядке инициативного документирования, фондах организаций.