Сериал «Крах» из трех сезонов, вышедших в 2013-2016 годах, стоит посмотреть хотя бы из-за совершенно невероятной игры вечно блистательной Джиллиан Андерсон и «мистера Грея всего мира» Джейми Дорнана. Да, если «50 оттенков серого» оттолкнули вас от этого актера, посмотрите «Крах» - и вы либо уверитесь в его исключительной гениальности, либо придете от него в ужас навсегда.
В чем суть? В Северной Ирландии, в Белфасте, орудует маньяк, вычислить которого местная полиция не в состоянии. На помощь выезжает детектив из Лондона – довольно эксцентричная дамочка, методы и стиль работы которой ввергают местных копов в изумление. Это изумление, судя по всему, полицейских просто парализует, и, махнув рукой, они вверяют приехавшему детективу всю полноту ответственности за расследование. «Раз она такая странная, то, наверное, очень умная? Вот пусть и занимается всем этим ужасом сама», – словно бы рассуждают они. Насколько они оказываются правы, и как хорошо у героини Джиллиан это получилось – в двух словах не расскажешь, потому что в этом, собственно, и состоит сюжет.
Как и в любых похожих сериалах, фильмах, книгах, выстроенных на противостоянии героя и антигероя, детектива и маньяка, Шерлока Холмса и Мориарти, доктора Джекила и мистера Хайда, создатели как бы намекают нам, что протагонист и антагонист – суть одно существо. Если умен сыщик – то и злодей будет обязательно высоко интеллектуален, а безумство маньяка – словно бы отражение в кривом зеркале психологических проблем детектива. В общем, все, как в той старой песне – «я это ты, ты это я, и никого не надо нам».
Создатели «Краха» с успехом применяют и менее популярный, но тоже широко известный прием – если детектив одинок, асоциален и явно плохо справляется с личной жизнью, то маньяк будет обязательно образцовым семьянином, приятным соседом, да еще и психологом в службе доверия. Кстати, в службе доверия какое-то время работал и Тед Банди, и авторы «Краха» явно недвусмысленно намекают на его персону.
Как и у Теда, по мере роста количества преступлений и их общего безумия, социализация героя «Краха», в полном соответствии с названием, рано или поздно терпит крах. Если вы злодей и не Дориан Грей, притворяться добряком у вас долго не получится – обязательно выдадите себя или лицом, или манерами, или разбитыми в кровь костяшками пальцев. И, словно в песочных часах, чем безумнее и асоциальнее становится маньяк, тем разумнее и слаженнее действует детектив, как по волшебству обретая невиданные способности к эффективной коммуникации и привлекая на свою сторону способных помощников.
Это срабатывает, и злодей оказывается взаперти, словно еще раз подтверждая, что эскалация безумия и насилия ведет, в полном соответствии с названием сериала, к абсолютному краху и безумия, и насилия. Чем отчаяннее зло, тем сильнее и могущественнее добро – и этот закон вселенной действует так же безупречно, как те песочные часы. Единственное, что этому закону не подвластно – это сам песок в этих часах, который не наделен никакой силой, никакой энергией, а является просто субстанцией по ту сторону добра и зла. Эта субстанция – просто человеческая сущность и злодея, и героя, его бытовые привычки, любимая еда, сны или воспоминания.
Самое ужасное в злодействе – это то, что злодей является точно таким же человеком, как и все мы, который ест, пьет, одевается, водит машину и привязан к своим детям. Эта человеческая сущность злодея как бы говорит нам, что он, в общем-то, может остановиться и злодеем быть перестать. Это вполне в его силах. Но останавливаться он не хочет и продолжает выбирать и эскалировать зло – и это, на самом деле, и есть самое страшное, самая суть зла.