Найти тему
МК

Пандемия приучила россиян к удаленке: работу в офисе начали называть «токсичной»

Прошлое поколение карьеристов придерживалось принципа «Работа осталась на работе» и предпочитало четко разделять работу, дом и личную жизнь, – однако ситуация на рынке труда динамично меняется. Формат удалённой работы привёл к тому, что люди предпочитают размывать грань между работой и офисом. Эксперты в сфере корпоративной культуры обсудили перспективы удалённой работы и запросы работодателей и соискателей в условиях 2022 года.

  Геннадий Черкасов
Геннадий Черкасов

Как рассказал директор по стратегическому развитию ВЦИОМ Степан Львов, по данным на сегодняшний день, четверть работающих россиян имеют опыт удалённой работы, приобретенный в разное время (не обязательно в пандемию), причём женщины приобретали его в полтора раза чаще. В городах-миллионниках удалённая работа распространяется гораздо быстрее и активнее.

Кто сегодня работает в удалённом формате? Женщин и мужчин поровну, но есть отличия в возрастных когортах. Каждый пятый молодой сотрудник российской компании работает удалённо, а вот среди представителей предпенсионного возраста в таком формате работают только 6%. Высшее образование – ещё один фактор в пользу работы на удалёнке.

По словам Степана Львова, только каждый четвертый сотрудник отметил, что на режиме удалённой работы настаивала компания, а большинство предпочли такой формат добровольно.

«Только 7% опрошенных говорит о том, что удалённая работа – это плохой опыт, большинство респондентов говорит о том, что плюсов и минусов поровну. Причем за последний год выросла доля тех, кто отмечает выгоду этого формата: порядка 80% респондентов», - объяснил Львов.

Эксперт добавил, что в этом году респондентов спросили об удобстве совмещения домашних и рабочих дел, и большинство опрошенных признали, что это весомый аргумент в пользу удалёнки. Причем 65% опрошенных сегодня считают, что, работая из дома, можно успеть больше. Эксперты связывают это с тем, что россияне «нахватались» нужного опыта, научились организовывать свой рабочий процесс и не отвлекаться - еще год назад это была серьёзная проблема, а сегодня около двух третей опрошенных не видят никаких сложностей.

«Сегодня треть респондентов предпочитают гибридный формат: при необходимости могут приехать в офис, но хотят также иметь возможность работать из дома. При этом поколение до 35 лет всё активнее высказывает запрос на удалёнку, и сотрудникам HR-служб придется это учитывать», - добавил Степан Львов.

С коллегой согласилась директор по персоналу одной из крупных компаний Марина Миронова: она добавила, что сегодняшний рынок труда принадлежит соискателям, следовательно, это необходимо иметь в виду и быть готовым к диалогу.

«Есть определенные ожидания сотрудника – многие работники заранее подразумевают, что они должны иметь возможность работать из дома или в гибридном формате. При этом работодатель заинтересован в том, чтобы все-таки видеть сотрудника в офисе, ведь так проще видеть его работу и его эффективность (особенно если нет четких критериев ее оценки), проще осуществлять управленческие функции. Конечно, рынок не перестроится в течение 1-2 лет, но такой запрос есть, и его необходимо будет учитывать: сейчас мы видим столкновение интересов сотрудников и работодателей», - объяснила Миронова.

По её словам, возможность удалённой работы вскоре будет восприниматься как некая часть социального пакета – приятный бонус и знак того, что компания идет навстречу ценным кадрам.

Также эксперты отмечают, что большое значение при организации удалённой работы имеют вопросы поколений – сотрудники разного возраста воспринимают удалёнку по-разному.

«Люди, которые родились до 1969 года, чаще всего ставят ценности, связанные с работой, на первое место — для них очевиден приоритет работы над семейными ценностями. Эти люди очень тяжело переносили отрыв от рабочего коллектива и переход на удалёнку, им сложнее всего было совмещать домашние дела и карьеру. Совсем другое дело — более молодые поколения: прагматики, которым удобно и привычно сочетать на удалёнке домашние и рабочие дела», — объяснила клинический психолог Ольга Валаева. В то же время молодые (до 40 лет) сотрудники сегодня склонны считать, что компании, где не предусмотрен гибридный формат работы – это «токсичные компании», и трудоустройства туда лучше избегать.

По словам Валаевой, удалённый формат работы также показал, насколько изменилось общение внутри малых групп (рабочих коллективов) и насколько сложно вернуться к старому формату — многим требуется психологическая поддержка. В то же время в некоторых компаниях после двух лет удалёнки начала разрушаться корпоративная культура, которую теперь нужно выстраивать заново. При этом административный директор одного из популярных сайтов по поиску персонала Марина Лобынцева добавила, что необходимо понимать: сотрудник может быть эффективен как дома, так и в офисе – и универсального рецепта здесь нет.

«Реальность изменилась, и после пандемии сотрудники приобрели новые ценности, которые нельзя игнорировать. Сотрудники два года провели на удалёнке и поняли, что могут быть эффективными дома, у них уже нет безусловной привычки «ходить на работу». Задача всех эйчаров – понять потребность наших сотрудников. Вспомните: во время удалёнки многие из нас работали даже лёжа в кровати! Разумеется, если такого человека выводят в неудобный офис, где нет комфортного рабочего места и даже зоны отдыха, сложно ждать лояльности. Поэтому нужно делать комфортные офисы, это наша новая задача – особенно если учесть, что работодатель и вправду хочет видеть сотрудника в офисе почаще», - рассказала Лобынцева.

Она привела пример из опыта собственной компании: после вывода сотрудников с удалёнки в офис было принято решение организовать в офисе специальную детскую комнату – и теперь два дня в неделю можно приходить на работу с ребёнком. По словам Лобынцевой, это не отвлекает от работы сотрудников-родителей (с детьми занимается педагог), однако в офисе сразу же меняется атмосфера, и сотрудники оказываются более эффективны: им не приходится выбирать между работой в офисе вдали от семьи и удалённой работой вдали от коллег.

Автор: Дарья Тюкова