Весной 2022 за изменением курса валют следили даже крайне далекие от биржевых пертурбаций люди. Все небезосновательно боялись роста цен и были очень удивлены, когда доллар упал ниже докризисных отметок, а цены так и не вернулись на прежние уровни. Почему так происходит, попробуем кратко разобраться.
Денежная политика властей весной 2022
Резкая волатильность курса доллара в начале марта текущего года привела к целому ряду экстренных шагов со стороны денежных властей. Наиболее значимые из них – фактическая остановка торговли валютной парой «евро-доллар» для физлиц, а также крайне строгие (а фактически запретительные) меры в сфере движения капитала.
На фоне стабильно высоких цен на ключевые товары российского экспорта (прежде всего, на углеводород), возникла уникальная ситуация: количество получаемых долларов значительно превысил имеющийся импорт товаров и услуг. В другое время большой объем долларовой массы и сильный рубль должны были привести к падению цен на импорт. Но в 2022 году вступили в силу другие факторы. Они не позволили нам использовать накопившуюся валюту для закупки необходимого импорта. И в результате цены на товары, в том числе автомобильные запчасти, не упали, а продолжили расти.
Разрушение цепочек поставок
В России сложилась ситуация искусственного блокировании импорта для российских поставщиков и контрагентов. Формально ни в какие санкционные списки автозапчасти не попали. Однако общий негативный фон ударил по каналам доставки. Наиболее характерный пример – контейнерные перевозки по морю. Так, крупнейший страховщик судов в мире Lloyd's of London отказался страховать и перестраховывать российские контейнеровозы. А порты, как известно, предпочитают не предоставлять доступ не застрахованным судам.
Второй удар по логистике – прямой отказ иностранных портов работать с российскими судами. Так, администрация порта Роттердама (крупнейшего в Европе по обороту) недавно заявила о полном прекращении обработки контейнерных перевозок в Россию и из нее. Как сообщал ранее журнал Forbes, с начала марта 2022 года в Европе застряло порядка 8 тысяч контейнеров с российским импортом, включая контейнеры с уже оплаченными автомобильными запчастями.
В результате, Россия лишилась почти 90% рынка морских перевозок. А там, где это осталось возможным, стоимость аренды морских контейнеров стала достигать до 100% от стоимости товара.
Рыночные издержки
Все эти проблемы с логистикой естественным образом привели к целому ряду рыночных издержек.
Крупные западные автомобильные дилеры стали уходить из России, распродавая остатки запчастей и автомобилей из старых партий.
Казалось бы, оставшиеся дилеры должны были воспользоваться накопленной валютой и открывшимся возможностями «серого» импорта для стабилизации поставок и цен. Но тут вступили в силу другие ограничения: трудности трансграничных переводов и отключение российских банков от международной банковской системы SWIFT.
Кроме того, на данный момент ввозу запчастей по параллельному импорту противоречит действующий техрегламент Таможенного союза, который требует предъявлять сертификаты соответствия ввозимых запчастей от официального производителя. Понятно, что в случае с «серым» импортом это невозможно в принципе.
Никто отменял и человеческий фактор. В условиях дальнейшей неопределённости, продавцы пользуются спросом запуганных покупателей и держат цены на запчасти, пытаясь таким образом создать себе подушку безопасности для туманного будущего. Число участников в цепочке поставок немаленькое (начиная от дистрибьютеров и крупных оптовиков и заканчивая розницей и СТО), и их наценка сильно влияет на конечную цену.
Наконец, не стоит забывать про производителей, которые подняли отпускные цены в связи с общим ростом цен на горючее, упаковочные материалы, красители, металл и прочее сырье.
Что дальше?
Не стоит отчаиваться. Как отмечают многие эксперты, на отладку новых логистических потоков, в частности, через азиатские транспортные хабы, может уйти до полугода. Затем ситуация с балансом спроса и предложения на запчасти начнет возвращаться. Тогда и стоит ожидать корректировки цен.
Вам будет интересно почитать:
Преимущества бизнеса с Китаем. Почему Китай – это не плохо!
Транспортный налог 2022: какой приятный сюрприз ожидает автомобилистов