Святая Ирина Каппадокийская, подвизавшаяся в Хрисовалантском монастыре (память 28 июля)
Святая Ирина жила в Каппадокии в лоне богатой и знатной семьи, после смерти императора-иконоборца Феофила (842). Когда Феодора приняла регентство, она искала по всей Империи жену для своего сына, императора Михаила III (842–867). Придворные посланники заметили красоту и кротость нравов Ирины и отправили ее в Константинополь вместе с сестрой, которая впоследствии вышла замуж за Цезаря Варды, брата Феодоры. По пути они прошли близ горы Олимп в Вифинии, и Ирина посетила святого Иоанна Великого [+ 4 нояб.], который встретил ее, предсказав, что она станет игуменией монастыря Хрисоваланто.
Промысл Божий помешал ей выйти замуж за императора, и, с облегчением и радостью на сердце, она раздала свое имущество и удалилась в монастырь Хрисоваланту, основанный патрицием Никитой (Николаосом) близ цистерны Аспара, в место воздушное, вдали от площадей и шумных мест. В своей одинокой стрижке блаженство срезало с волос на голове всякую связь, связывавшую ее с миром, и усердно предавалась подвигам, зная, что по мере ослабевания тела внутренний человек обновляется и приближается к Богу. (2 Кор. 4. 16).
Имея только тунику, которую она меняла раз в год, питаясь водой и хлебом, она охотно и радостно подчинялась всему, что ей предписывалось, не обращая внимания на возражения и ропот. Непрестанное наслаждение радовало ее сердце и сияло ее лицо, и, как плодородная земля, она приносила богатые плоды святых добродетелей. Она видела всех своих сестер королевами, а себя считала их целительницей, предлагая себя для самых черных задач, чтобы служить им. Из уст ее исходили только слова Писания или святых отцов, которых она непрестанно изучала. В то время как он был меньше года в монастыре, прочитав с восхищением Житие преподобного Арсения [+ 8 мая], молившегося от заката до рассвета, он старался подражать ему.
И с помощью божественной благодати ему удалось медленно стоять прямо, с воздетыми в молитве руками, весь день и всю ночь. Она с такой мудростью стремилась поработить тело к восхождению души своей к Богу, что никакие происки дьявола не могли ей повредить. Когда он подарил ей воспоминания о славе и богатстве покинутой ею жизни, она пошла исповедоваться в своих мыслях к игуменье, удвоила свои упражнения и тотчас же освободилась от этих воспоминаний.
После смерти игумении он против ее воли был назначен ее преемником и рукоположен патриархом святителем Мефодием [+ 14 июня]. Помня о пророчестве святого Иоанна и считая своим долгом не искать желаемого, а терпеть немощи немощных (Рим. 15, 1), она с тех пор жила как земной ангел, продлевая свои посты, молясь всю ночь. и совершая бесчисленные покаяния. Этим он привлек благодать Божию и получил столько мудрости, что смог привести множество душ на путь Спасения. Она попросила сестер считать ее не своей настоятельницей, а одной из своих коллег-монахинь, которой поручено служить им.
С нежностью и терпением увещевал он их во всем поступать по духу евангельскому, отвергая суетные приманки славы и человеческого уважения. Если они не хотели, чтобы их отступничество было поверхностным, они должны были позаботиться о сохранении не только своего целомудрия, но и кротости, сверхъестественных добродетелей, даруемых Христом молящимся с верой. Что бы они ни завоевали, она советовала своим ученикам рассматривать это как дар от Бога и быть постоянно благодарными. Он также запретил им молиться о своем здравии, сказав, что нет ничего более полезного для души, чем болезнь, принятая с благодарностью.
Получив от Ангела Господня пророческий дар, святая была как бы пророком Божиим в своей обители. Отдохнув некоторое время после Ордена Ортроса, она позвала сестер и по одной, с искусством и проницательностью, помогла им предстать перед Богом чистыми и неискренними, открывая им их самые сокровенные мысли. Она быстро прославилась во всем Королевстве за добродетели и мудрость, с которыми она руководила своим братством, так что самые разные люди, богатые и бедные, маленькие и могущественные, стекались к ней, чтобы получить ее совет и возложить свою надежду на ее молитвы. Он учил всех пользе покаяния, которое в любой момент может сделать Бога благосклонным к нам.
При поддержке божественной благодати он непрестанно пребывал в упражнении и чистой молитве. Во время Великого поста, до самой Пасхи, он не ел хлеба, а только несколько овощей, раз в неделю. Всенощное бдение стало для нее таким же естественным, как сон для других мужчин, и она проводила ночи с воздетыми к небу руками, погруженная в святые теории. Иногда она оставалась в этом положении по два дня подряд, даже целую неделю, до такой степени, что ученицам в конце концов приходилось помогать ей опускать онемевшие руки.
Однажды ночью монахиня, заглянув во двор, увидела святую Ирину, молящуюся, чудесным образом поднятую из земли, в то время как два огромных кипариса, стоявших во дворе монастыря, склонили свои вершины к земле; они только вернулись на свое место. когда они были запечатаны соответствующим крестным знамением. Эта ночная молитва была ужасна для демонов, которые ночью удвоили свои атаки.
Однажды один из них уронил на нее зажженный фитиль свечи. Одежда Ирэн тут же загорелась. Однако она осталась нетронутой и сгорела бы целиком, если бы монахиня, разбуженная запахом горелого мяса и одежды, не проникла в келью настоятельницы, выломав дверь. В густом дыму он увидел горящую реликвию, стоящую и бесстрастно молящуюся. Когда он оттолкнул ее, пытаясь потушить пламя, Ирэн опустила руки и укоризненно сказала: «Почему ты лишил меня такого большого удовольствия своим внезапным вмешательством? Ангел стоял предо мною и плел венок из нетленных цветов, каких не видел человеческий глаз, и хотел увести меня отсюда, когда ты прогнала его». И когда ее ученик отклеил полоски ткани от ее плоти,
В другой раз в монастырь явился моряк, прибывший с Патмоса, и подарил монахине три чудесных яблока, которые поручил доставить ей святой апостол Иоанн. Одного яблока хватило, чтобы питать ее сорок дней, в течение которых уста ее источали неземное благоухание; второе она раздавала братии в Великий Четверг, а третье хранила как драгоценный талисман, залог нетленных небесных благ.
Благодаря пророческому дару дерзкая Ирина совершила множество других чудес и, в частности, предсказала убийство Варды, за которым несколько позже последовало убийство Михаила III (867 г.), а также приход к власти Василия I Македонского. С помощью святителя Василия Великого и святой Анастасии Фармаколитрии она исцелила бесноватого и спасла своего родственника, которого император имел в виду казнить как предателя, явившегося правителю сверкающим и полным славы. Император Василий признал свою ошибку, извинился и с тех пор оказывает благосклонность монастырю.
Святая Ирина достигла возраста ста трех лет, сохранив всю свою прохладу и природную красоту, знак красоты ее души. Ее ангел-хранитель предупредил ее за год до того, как наступит ее последний час, и, когда настал этот день, она собрала вместе своих сестер, назначила настоятельницей, которую избрал Бог, и, увещевая их презирать все преходящее, чтобы жить возлюбленной Жених их, она мирно закрыла глаза и предала свою душу в руки Божии. Она была погребена в часовне святого мученика Феодора и гробница ее постоянно издавала небесное благоухание, являя всем непослушание, стяжавшееся ею вопреки Богу, а до наших дней святая Ирина не перестает ходатайствовать за призывающих ее с вера