Найти тему
БИЗНЕС Online

«Индекс маркетплейса» рухнул на 23%: «Многие сети торгуют в убыток»

Оглавление

Весенний скачок цен сменился летней «плодоовощной» дефляцией: сезонные продукты обрушили ценники в маркетплейсах. В разы подешевели капуста и картошка, просели в цене бананы. Стала дешевле и накаченная весенним ажиотажем бытовая химия. Однако рост продолжается на крупы и импортный кетчуп. «Решены весенние проблемы с логистикой, вся статистика инфляции замедляется, но к Новому году цены снова будут расти», — предупреждают эксперты. О том, какие продукты подорожали, а какие подешевели, — во втором выпуске нашего проекта «Индекс маркетплейса».

По сравнению с апрелем, маем и июнем рис «подешевел» за счет акционной скидки, но по факту крупа остается «золотой» и в цене терять не намерена. Фото: «БИЗНЕС Online»
По сравнению с апрелем, маем и июнем рис «подешевел» за счет акционной скидки, но по факту крупа остается «золотой» и в цене терять не намерена. Фото: «БИЗНЕС Online»

Продовольственная корзина: дефицит курицы и кетчупа в шашлычный сезон

«БИЗНЕС Online» продолжает проект «Индекс маркетплейса», в котором мы следим за изменением цен на продовольственные и непродовольственные товары на популярных маркетплейсах. Мы начали проект в апреле и в июле подводим промежуточные итоги четырех месяцев наблюдений.

Замер ценников мы провели 23 июня и 21 июля. Летний сезон сказался на наличии товаров. Весной мы фиксировали «неуловимость» курицы — в мае из-за отсутствия товара купить бедра не получилось, а в апреле мы «разбавили» их куриными голенями.

В летние месяцы ситуация усугубилась шашлычным сезоном: в июне мы нашли куриные бедра по 249 рублей за упаковку в 1–1,1 килограмма. А вот в июле уже нет: «пасли» бедра пару дней и 21 июля на площадке застали одну-единственную упаковку за те же 249 рублей. Раскупают ли их моментально или завозят мало, неизвестно.

Любовь казанцев к шашлыкам, похоже, сказалась и на ценах на кетчуп. Разыскиваемый для нашей корзины Heinz на протяжении четырех месяцев наблюдения всегда был в наличии. Но стабильно дорожал: с акционных 69 рублей в апреле до акционных же 95 рублей в июле. И это со скидкой в 43%, полный ценник взобрался на уровень 167 рублей. Любопытно, что среди разновидностей этого бренда есть позиции по 115 рублей за тот же объем, но мы выбираем наиболее дешевое предложение, и в июле это 95 рублей (спасибо акции).

Удивительные преображения происходят с рисом. В «Индексе „Магнита“ и „Бахетле“» мы отмечали, что даже самые доступные позиции этого товара подскочили в цене: в июне мы не нашли на полках «Магнита» круглозерный рис дешевле, чем за 99,99 рубля. Длиннозерный обходился еще дороже. Онлайн-площадки также не радуют покупателей дешевой крупой: самый доступный вариант длиннозерного риса на «Самокате» предлагается за 127 рублей за 0,9 кг от бренда «Националь». И это — со скидкой в 21%, полный ценник поднялся до 162 рублей. Выбирать не из чего: длиннозерный рис СТМ «Самокат» стоит за тот же объем 163 рубля.

По сравнению с апрелем, маем и июнем рис «подешевел» за счет акционной скидки, но по факту крупа остается «золотой» и в цене терять не намерена.

Акция смахнула «позолоту» с гречневой крупы: 0,9 кг от «Агро-Альянс» стоит 150 рублей по акции. Можно было бы порадоваться, что крупа подешевела, но полный ценник за упаковку подтянулся уже до 179 рублей, что на 8% больше майских и июньских цен (тогда, кстати, в корзинку отправилась крупа от «Националь»). Неприятно удивятся и сладкоежки: плитка Alpen Gold подорожала почти на 19%, со стабильного 91 рубля до 108.

Индекс маркетплейсов: как дешевые подгузники переиграли «золотую» морковь

Овощи, яйца и бананы повернули цены вспять

Зато в отличие от «Индекса „Магнита“ и „Бахетле“» в корзине «Самоката» оказалось немало позиций, которые уберегли кошелек нашей «подопытной» семьи. Прежде всего это овощи.

В отличие от «Индекса „Магнита“ и „Бахетле“» в корзине «Самоката» оказалось немало позиций, которые уберегли кошелек нашей «подопытной» семьи. Прежде всего это овощи. Фото: «БИЗНЕС Online»
В отличие от «Индекса „Магнита“ и „Бахетле“» в корзине «Самоката» оказалось немало позиций, которые уберегли кошелек нашей «подопытной» семьи. Прежде всего это овощи. Фото: «БИЗНЕС Online»

После шокирующих ценников на картошку и капусту в апреле и мае ценники июня и июля выглядят глотком свежего воздуха. Так, по картофелю предлагается сразу несколько вариантов при средней цене килограмма всего около 40 рублей! Именно такие ценники — примерно 40–44 рубля — мы фиксировали в офлайне еще до Нового года. Но вернемся к «Самокату». Татарстанский картофель предлагается в вариантах 1,5 и 3 килограмма. К нам в корзину отправилось две позиции по 1,5 кг — так получается дешевле: 118 рублей против 159, которые просят за 3 килограмма. Морковка тоже нашлась в бюджетном варианте — немытая и, судя по всему, российская по 59 рублей за кило.

-3

Цена капусты рухнула со 119 рублей за 1–1,5 кг в мае до 85 рублей за ту же массу в июне. А в июле — до почти докризисных 39 рублей. Падают в цене и бананы: «Самокат» предлагает фрукт по 85 рублей за 4 штуки. Поэтому вместо 6 бананов в корзину мы отправили две позиции по 4 штуки, но для чистоты эксперимента пересчитали стоимость продукта на 6 штук. Получаются не самые пока «гуманные» 127,5 рубля. Но снижение существенное: еще в мае 6 заморских фруктов обошлись бы в 184 рубля.

Независимый эксперт по ретейлу, учредитель отраслевого портала «Продукт медиа» Михаил Лачугин считает, что на снижение цен на овощи, которые выращиваются в России, давит сезонность. «Это (летний спад цен на овощиприм. ред.) оказывает положительный эффект на всю статистику инфляции, которая вроде бы замедляется, — рассуждает собеседник издания. — Но это пройдет к Новому году, цены снова будут расти». За снижение цен на бананы стоит благодарить логистов, которые отрегулировали поставки, говорит эксперт. «Решены сейчас проблемы, когда с началом спецоперации многие логистические компании отказывались работать с Россией. Но и не надо забывать, что банан — продукт, который привлекает трафик в магазины. Многие сети торгуют в убыток бананами, чтобы увеличивать прибыль в других категориях», — пояснил Лачугин.

-4

Куриные яйца продолжают дешеветь. В июне мы отмечали в «Индексе „Магнита“ и „Бахетле“», что этот продукт вошел в список из немногих снизившихся в цене. «Самокат» подтвердил тренд: теперь самый выгодный десяток категории С0 обойдется в 74 рубля. Эта недорогая позиция (производитель не указан) появилась в июне, тогда десяток категории С0 обходился в 86 рублей. Кстати, такое же выгодное предложение есть в категории С1, 10 штук обойдутся всего в 67 рублей.

Подсолнечное масло в литровой упаковке мы выбираем самое доступное. Вариантов нет — снова «Благо» по той же цене, 129 рублей за литр. Эта цена стоит намертво уже третий месяц.

В итоге июльская корзинка «Самоката» составила 2 374,5 рубля, за месяц она подешевела на 8%, а за два месяца, по отношению к майской, — на 17%.

-5

Непродовольственная корзина: дешевые подгузники и неуловимые линзы

Переходим к корзине непродовольственных товаров на KazanExpress. Казалось бы, подгузники и шампуни, которые не относятся к скоропортящимся товарам, должны быть в наличии. Но, увы, первая же позиция нашего списка покупок — контактные линзы от Alcon — нам не поддалась: их не было в нужных диоптриях. Линзы не удалось купить ни в июне, ни в июле. Для чистоты расчетов при оценке итоговой стоимости корзины мы оставили для линз цену мая в 1 250 рублей, чтобы не получить в результате «необоснованного» удешевления корзинки, однако в реальности не нашли нужный нам продукт на маркетплейсе.

В летние месяцы почти все позиции скинули «жирок» с цены: шампунь и капсулы для стирки в июле обошлись дешевле, чем в апреле: минус 3% и 28% соответственно. Фото: Оксана Черкасова
В летние месяцы почти все позиции скинули «жирок» с цены: шампунь и капсулы для стирки в июле обошлись дешевле, чем в апреле: минус 3% и 28% соответственно. Фото: Оксана Черкасова

Подкачали в этот раз и подгузники: в июле мы не нашли пачки Pampers на 174 штуки, пришлось купить три пачки по 68 штук. В корзине мы пересчитали стоимость позиции на нужное нам количество. Если же говорить о полном ценнике, то три упаковки обошлись нам в 3 147 рублей. Это немногим больше месячного запаса в виде упаковки на 174 штуки (он существенно подешевел с весны, в июне упаковка стоила всего 2 815 рублей). Однако можно смело утверждать, что самая увесистая покупка нашей корзины уверенно дешевеет благодаря регулярным акциям.

-7

Не удалось купить и таблетки для посудомойки в привычном нам формате: вместо пакета с сотней таблеток мы купили два пакета по 50 штук за 1 998 рублей. Это самый низкий ценник за всю историю наблюдений: в июне, например, упаковка с сотней таблеток обошлась нам в 2 147 рублей — дороже, чем в неспокойном апреле. Что сказалось на понижении цены товара в этот раз: иная фасовка или общий фон удешевления товаров, будет ясно позднее.

Остальные товары в нашей корзине нашлись на маркетплейсе без особых проблем. Причем в летние месяцы почти все позиции скинули «жирок» с цены: шампунь и капсулы для стирки в июле обошлись дешевле, чем в апреле: минус 3% и 28% соответственно. Подешевели и товары для кошки: сухой корм, который держал стабильный ценник в апреле и мае этого года, теперь снизился на 11%. Наполнитель для кошачьего туалета подорожал к маю до 1 399 рублей (максимальное значение за четыре месяца наших наблюдений), а в июне стал дешевле на 17% до 1 165 рублей, в нашу корзину он попал по этой же цене. Итоговая сумма покупок на KazanExpress — 8 578 рублей, что на 3% меньше, чем в июне этого года (когда приличное количество позиций уже показало снижение цены), и аж на 22% дешевле по сравнению с маем!

-8

Итого: общий чек упал почти на четверть

Чеки с маркетплейсов показывают, что жить летом стало веселее: продуктовая корзина заметно «облегчилась» за счет сезонных цен на овощи, да и непродовольственные товары большей частью стоят дешевле, чем весной этого года. И даже если виной тому акции, то данные акции не разовая, а уже почти регулярная история.

В итоге общий набор покупок обошелся в июле в 10,95 тыс. рублей — на 23% дешевле, чем в апреле, когда за набор продуктов и корзину с шампунем и подгузниками пришлось заплатить 14,3 тыс. рублей.

-9

Что повлияло на снижение цен? Что касается KazanExpress, то тут, похоже, за ум взялись сами продавцы, которые устанавливают цену на товары, опираясь на конкуренцию внутри рынка. Ценообразование на продуктовых онлайн-площадках объяснить еще проще — средний чек тянут вниз дешевые овощи.

«У онлайн-площадок четко сегментирована продукция в плане цен. Есть категории, на которые они могут давать цены ниже [чем в офлайн-магазинах]. Например, молоко или хлеб они продают, как и все крупные компании, по акции, почти без наценки. А разницу добирают на премиальных товарах или товарах сегмента „Эконом плюс“. Здесь модель та же, что и у крупных сетей», — комментирует независимый эксперт по ретейлу Лачугин.

С другой стороны, отсутствие издержек на аренду площадей под магазин позволяет электронным коммерсантам некоторые товары продавать дешевле, чем офлайн-ретейлерам. «На маркетплейсы не приходят самые малоимущие слои населения, соответственно, сегмент товаров близок к премиальному, и эти продукты компенсируют издержки на курьеров, бесплатную доставку и прочее», — заключил Лачугин.

Евгения Иванова, Анастасия Афонина