На неожиданно выросшей перед нами афише было указано «12+», а у меня как раз в зоне доступа был подросток, на днях отметивший свое двенадцатилетие. Так что, сверив часы с ближайшим сеансом, мы быстро доели мороженое и свернули с прогулочной аллеи в кинотеатр.
Уже потом, придя домой под впечатлением от фильма, я узнала, что «Хронос» ожидали, поэтому в зале было так много людей. В интернетах так и написано: самый ожидаемый фильм года. Но мы словно из прошлого, ничего о нем не слышали. И оказались совершенно неподготовленными зрителями. Тем ценнее было наблюдать за реакцией ребенка, не знакомого с синопсисом и даже с трейлером фильма.
Три философских новеллы по рассказам прекрасного Кира Булычева. Нежной любовью люблю его за Алису Селезневу, украсившую детство миллионов советских пионеров. Но Булычев создавал волшебные миры не только для них, но и для их родителей. «Хронос» – этакая дань памяти и благодарности Мастеру за интеллектуальную пищу высшего качества.
Первая и третья новеллы — «Поломка на линии» и «Шум за стеной» — сняты по мотивам одноименных рассказов Кира Булычева. Вторая новелла «Временная связь» — по мотивам рассказа «Можно попросить Нину?». Если вы хотите их прочесть (до или после похода в кино), то тексты можно найти в интернете:
- рассказ «Поломка на линии»
Фильм действительно можно и интересно смотреть с детьми 12 лет. Младшим будет скучно и непонятно – нет ярких картинок, никто ни с кем не сражается, сюжет происходит преимущественно в диалогах. Чопорного взрослого, через губу говорящего о русском кинопроме, в детях еще нет, и они не будут придираться к игре актеров, диалогам, декорациям, лишним деталям и так далее. И не надо. Фильм условен. Как и предмет его разговора – время.
«Где оно, настоящее?» – задает вопрос зрителю фильм. То, что было даже секунду назад, уже прошлое, а то, что будет через секунду – пока еще будущее... Где границы настоящего? И можно ли попасть в прошлое? Может быть, Остров памяти, спрятанный у нас в душе, это и есть портал в него? А можно ли попасть в светлое будущее? Может быть, наши надежды на лучшее — это и есть крылья, на которых мы туда летим, сами того не замечая?
Мой ребенок фильмом был очарован. Столько вопросов он поднял в нем! Если вы помните себя в тот момент, когда ваше детское сознание стало расти и захлебываться от восторга философских мыслей, то этот фильм вызывает у ребенка именно эти неземные чувства. Вам, взрослому человеку, уже давно эти чувства знакомы, но дети 12+ только начинают формировать свое философское мышление. И фильм оказывается им в этом настоящим проводником и подарком. Особенно, если еще не знаком с брэдберивской бабочкой.
Впрочем, взрослые тоже будут под впечатлением. Фильм выпущен на экраны в этом году. Но снимался он за пару лет раньше. Вряд ли он буквально закладывал в себя мысль о том, что прошлое в любой момент может стать настоящим. Но сегодня именно это он и сказал...
Я плакала. Особенно на второй новелле. И на Острове памяти... Как же нам всем не хватает звонка из светлого будущего, в котором точно знают, что у нас все будет хорошо...
Наталья Осипова