Найти в Дзене

Советский стиль. 1927 год.

"Наше московское строительство убеждает нас, что мы умеем не только строить новые здания, но и создавать свой новый, доселе в Москве невиданный стиль постройки. Достаточно посмотреть на здание Института Ленина [ул. Большая Дмитровка, 15-прим. Фактографесса*], Госторга [ул. Мясницкая, 47-прим. Фактографесса*], чтобы убедиться в этом воочию. Но до сих пор здания, выстроенные в новом стиле, предназначались для учреждений. Новый, законченный в текущем строительном сезоне, дом Госстраха [ул. Малая Бронная, 21/13с1-прим. Фактографесса*], рассчитанный для общежития сотрудников, говорит за то, что мы вносим элементы нового стиля и в дома, предназначенные для жилья. Стиль этот отличается, в первую очередь, упрощённостью, освобождением архитектурных форм от заграждавших их элементов так называемого "декоративного стиля". На здании, выросшем на углу М. Бронной и М. Спиридоновки, нет ни лепных карнизов, ни колонн. Простые геометрические формы организуют постройку. Пятиэтажный дом с угловыми окнам
-2

-3

"Наше московское строительство убеждает нас, что мы умеем не только строить новые здания, но и создавать свой новый, доселе в Москве невиданный стиль постройки. Достаточно посмотреть на здание Института Ленина [ул. Большая Дмитровка, 15-прим. Фактографесса*], Госторга [ул. Мясницкая, 47-прим. Фактографесса*], чтобы убедиться в этом воочию. Но до сих пор здания, выстроенные в новом стиле, предназначались для учреждений. Новый, законченный в текущем строительном сезоне, дом Госстраха [ул. Малая Бронная, 21/13с1-прим. Фактографесса*], рассчитанный для общежития сотрудников, говорит за то, что мы вносим элементы нового стиля и в дома, предназначенные для жилья. Стиль этот отличается, в первую очередь, упрощённостью, освобождением архитектурных форм от заграждавших их элементов так называемого "декоративного стиля". На здании, выросшем на углу М. Бронной и М. Спиридоновки, нет ни лепных карнизов, ни колонн. Простые геометрические формы организуют постройку. Пятиэтажный дом с угловыми окнами, дающими помещению по возможности больше света, с плоской двухярусной крышей-садом. Полное отсутствие привходящих деталей, не вызываемых необходимостью, - таков общий вид дома, выстроенного архитектором Гинзбургом.

И странное дело, дом, отказавшийся претендовать на "ампиры" и "барокко", приобрёл свой чёткий новый стиль - постройки XX века. Он имеет своё лицо. От внешнего вида дома переходим к его внутреннему расположению. Здесь архитектор поставил своей задачей учесть полностью все условия жилья Москвы 1927г. Квартиры состоят из 3-4 комнат. Каждая из них снабжена кухней новейшей конструкции: с газовой плитой и холодным шкафом для провизии, кладовой, мусоропроводом и т. д. На кухнях имеется откидной шкаф-постель, выдвигающаяся из стены на ночь. В квартирах имеются также газовые ванны с душем. Сами комнаты распланированы так, чтобы не была повышена разрешённая жилая площадь. Но эти 16 квадратных аршин [аршин-0,7 метра-прим. Фактографесса*] нужно максимально использовать для жилой площади. Здесь нужно, по возможности, экономно и разумно её распределить. Поэтому в задачу архитектора входило разгрузить комнату от тяжёлых массивных предметов, её загромождающих. Стенные шкафы, заполняющие прпадающее пространство, дают возможность жильцам не обзаводиться своей громоздкой мебелью. Максимум воздуха и зелени в новых домах. В каждой квартире имеется балкон, крыша, приспособленная для вечерних прогулок. Два её яруса дают возможность гулять по ней и в дождливые дни под надёжным покровом железобетонного щита, по периметру её расположены железобетонные же скамейки и ящики для посадки зимних растений и летних цветов. Дождевая вода и тающий снег не задерживаются на крыше,- они отводятся посредством чугунных водостоков, проходящих по внутренней тёплой лестнице, благодаря чему на доменикогда не будет ледяных сосулек и с дома не будет весенней капели. Газовые подогреватели и плиты в этом домеисполнены на наших заводах. Проба их показала, что они нисколько не уступают заграничным, а с внешней стороны, пожалуй, ещё изящнее западных.

М. Г. "

" Огонёк", №31, 1927 год