Найти в Дзене
Загадки истории

ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ#5.2Монархи в изгнании#2.Кто был "Железной Маской"?

Монархи в изгнании Кто был "Железной Маской"? Увлекательная история человека с маской на лице, переезжавшего из крепости в крепость под надзором одного и того же тюремщика, использова­на многими романистами, журналистами и историка­ми. Однако сказать навер­няка, кем был этот чело­век, даже сегодня можно весьма приблизительно... Недалеко от альпий­ского городка Пинероля, выполнявшего роль штаб-квартиры пограничных французских войск, разместилась громадная крепость с башней-донжоном над прямоу­гольным массивным строением. Ее начальником с 1665 года был на­значен мушкетер де Сен-Мар, рекомендованный королю Людовику XIV самим лейтенантом д’Артаньяном.
Мушкетеру присвоили чин сержанта, назначили персональное жалование и обрекли, в отличие от его бравых товарищей, на судь­бу надсмотрщика. Он был огорчен выделенной ему ролью и просил военного министра отправить его на передовую. Но министр Ловуа каждый раз в ответ на просьбы увеличивал ему оклад и оставлял в роли тюремщика. Так продолжал
Оглавление

Монархи в изгнании

Кто был "Железной Маской"?

Увлекательная история человека с маской на лице, переезжавшего из крепости в крепость под надзором одного и того же тюремщика, использова­на многими романистами, журналистами и историка­ми. Однако сказать навер­няка, кем был этот чело­век, даже сегодня можно весьма приблизительно...

Недалеко от альпий­ского городка Пинероля, выполнявшего роль штаб-квартиры пограничных французских войск, разместилась громадная крепость с башней-донжоном над прямоу­гольным массивным строением. Ее начальником с 1665 года был на­значен мушкетер де Сен-Мар, рекомендованный королю Людовику XIV самим лейтенантом д’Артаньяном.
Мушкетеру присвоили чин сержанта, назначили персональное жалование и обрекли, в отличие от его бравых товарищей, на судь­бу надсмотрщика. Он был огорчен выделенной ему ролью и просил военного министра отправить его на передовую. Но министр Ловуа каждый раз в ответ на просьбы увеличивал ему оклад и оставлял в роли тюремщика. Так продолжалось в течение 40 лет. Сержант полу­чил чин лейтенанта, громадную премию от короля вместе с дворян­ским титулом, приобрел многочисленные поместья на юге Франции, но покидал тюремные крепости, меняя их одну за другой. Расстава­ясь с местом предшествующей службы, он каждый раз вывозил с со­бой одного, иногда двух заключенных, причем одних и тех же. Вме­сте с ними он переезжал в новую крепость-тюрьму.

Эта таинственная фигура не дает покоя историкам уже более трех веков
Эта таинственная фигура не дает покоя историкам уже более трех веков

Свидетельство особой важности

19 июля 1669 года Сен-Мару из Пари­жа пришло послание о прибытии важно­го узника Эсташа Доже, о котором, в част­ности, было сказано: «...чтобы Вы сами приносили заключенному все необходи­мое раз в день и ни при каких условиях не слушали его, если он захочет что-нибудь заявить, угрожая ему смертью в том слу­чае, если он откроет рот... Вам привезут все необходимое, приняв во внимание, что это всего лишь слуга и ему не нужно каких-либо значительных благ...»
В 1751 году Вольтер, находясь в эми­грации, выпустил книгу «Век Людови­ка XIV». В ней автор поведал миру ле­гендарную историю о таинственном узнике, обязанном под страхом смер­ти носить на лице железную маску. Он же 20 лет спустя, как лихой бульварный журналист, предложил сенсационную разгадку этой тайны: дескать, под «Же­лезной маской» скрывали старшего бра­ та Людовика XIV, сына Анны Австрий­ской и одного из ее фаворитов. Но как в этом случае отнестись к указанию из Парижа, что заключенный «слуга»?
В башне крепости были и другие уз­ники, заключенные вслед за Эсташем Доже. Якобинский монах Ла Ривьер, который попал в крепость в 1674 году; шпион по имени Дюбрюй, посаженный в тюрьму в 1676-м; граф Маттиоли, аре­стованный в 1679 году.
В числе поднадзорных были и бывший министр Фуке и граф Лозен, освобож­денный королем в 1681 году. Двое других из названных в том же году были переведены в форт Экзиль, где один из них скончался. Можно предположить, что «человек в маске» скрывал­ся под вымышленным именем, однако, конечно, не под именем Фуке.
Так кем же был этот таинственный человек?
Что касается исследования историков по поводу родов королевы Анны Австрийской, то никаких, даже второстепенных документов по этому поводу не обнаружено. Следовательно, среди заключенных следует искать такого, который был обладателем секретов, в сокры­тии которых заинтересован король лично.
Бульварное чтиво XVIII века указывает на внебрачного сына Лю­довика XIV от мадемуазель де Лавальер графа Вермандуа, но он скончался в 1683 году, когда заключение «Маски» еще продолжа­лось. Останавливались на кандидатуре герцога де Бофора, коман­довавшего в 1669 году французскими войсками при захвате острова Кандия, где он якобы и погиб.
Среди кандидатур на роль «Железной маски» был и экс-министр Франции Фуке, умерший странной смертью во время заключения в 1680 году, и незаконнорожденный сын Кромвеля, и негр — служи­тель супруги Людовика XIV Марии Терезии.
В этом ряду существует предположение о заключении под маской похищенного во время пребывания с посольством в Европе молодо­го русского императора Петра I. Правда, документы с датами опро­вергают предположения журналистов и романистов.
Но кто же тогда мог быть этим человеком?

Людовик XIV против Испании

В первую очередь в этом ряду всплывает имя Маршиоли, под ко­торым якобы похоронили человека в маске в 1703 году. Это прозви­ще созвучно с именем Маттеоли, значившимся как представитель Карла IV из Мантуи.
Мантуанский правитель вечно нуждался в средствах для похож­дений, а Людовик XIV желал иметь опорный пункт. Маттеоли стал посредником при сделке, он тайно прибыл в Версаль, получил не только подписанный Людовиком договор, но и 400 луидоров на­градных с ценным алмазом за посредничество.
Вскоре после этого о сделке узнали при дворах туринского, ма­дридского и венецианского правителей, что свидетельствовало о предательстве Маттеоли. Во избежание скандала Людовик приказал схватить предателя и изъять у него подписанные документы. Предатель оказался в крепости, а компрометирующие документы были уничтожены. Но когда в 1681 году Сен-Мар получил новое назначе­ние и выехал из пограничной крепости, то оставил Маттеоли в за­ключении. Это означает, что тот не являлся «Железной маской».
На новое место отправились заключенные Доже и Ла Ривьера. В провинциальных тюрьмах Доже не носил никаких масок, а о суще­ствовании ее было объявлено лишь при направлении заключенно­го в Париж, в Бастилию. Отношение обслуги к Доже менялось вре­мя от времени и зависело от политических событий, происходивших в Англии.

Конфликт с Англией

Это было сложное время борьбы католиков с протестантами в верхушке английского общества. И король Карл II, союзник Людо­вика XIV, делал все, чтобы возобладала католическая вера в его окру­жении.
В обществе иезуитов циркулировала информация о существова­нии незаконного сына английского короля Карла II.
Жак де Ла Клош с острова Джерси, который якобы и был сыном короля, появился у генерала ордена иезуитов Паоло Оливе, предъявив три свидетельства, удостоверявшие его личность. Так называе­мый сын намеревался по указанию отца служить посредником при восстановлении отношений между Римом и Англией. Бурные кон­фликты в английском обществе были выгодны Людовику XIV, но оказалось, что эти сведения известны Эсташу Доже, перевезенно­му Сен-Маром в Бастилию. Окружение Людовика приняло решение об использовании заключенного для раздувания межрелигиозной борьбы в Лондоне. Во Франции лелеяли надежду выдать «Железную маску» за наследника английского короля. История не реализова­лась, так как слишком быстро один за другим на английском престо­ле сменялись Карл II, Яков II и так далее.
20 ноября 1703 года на кладбище при церкви Св. Павла в Пари­же состоялось тайное погребение неизвестного арестанта, проходив­шего по реестру заключенных Бастилии как «Железная маска». Име­ни его не объявляли, а для уничтожения возможных улик покойному отрубили голову и изуродовали лицо.
Мушкетер сыграл свою роль до конца, сохранив вверенную ему тайну.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ