Найти тему
О Москве нескучно

Интересные факты про Главный вход на ВДНХ, о которых вы, скорее всего, не знали

Оглавление

Почему его решили сделать именно здесь? Правда ли, что изначально центральный вход располагался в другом месте? И можем ли мы на него посмотреть сейчас? Какое значение имеет декор сооружения? А также - неужели скульптура на самом верху - это видоизменённый монумент, который уже существовал раньше на ВДНХ? И как главный вход на выставку изменился после реконструкции несколько лет назад? Об этом и не только расскажу сегодня.

Главный, но не первый

Главный вход на ВДНХ - это первое, что видят люди, которые приходят на выставку. Их встречает величественная конструкция в форме арки с колоннами, барельефами, а также массивной скульптурой наверху. Располагается сооружение чуть дальше Продольного проезда, по которому с конца 1990-х годов стали ездить трамваи. А в начале нулевых там прошла единственная в Москве линия монорельса.

Сегодня мы уже не представляем ВДНХ (это название появилось в 1959 году, но я буду использовать практически везде его для удобства повествования) без красивого и масштабного главного входа. Однако на момент открытия выставки в 1939 году его здесь не существовало. Эти территории вообще не относились к ВСХВ (как она тогда называлась). Одну часть пространства занимали деревянные жилые дома. Другую - пустыри. В конце 1930-х не было достаточного финансирования, чтобы снести мешавшие постройки. Так что Вячеслав Олтаржевский (главный архитектор) был вынужден расположить центральный вход в другом месте.

Застройка территории около будущей ВДНХ, 1951. С сайта www.pastvu.com.
Застройка территории около будущей ВДНХ, 1951. С сайта www.pastvu.com.

Конструкция находилась практически на месте современного павильона №75. То есть ближе к улице Сергея Эйзенштейна. Сооружение являлось менее вычурным и массивным. Проектировал его Леонид Поляков. Интересно, что это была не первая попытка создания центрального входа. Его изначальный проект придумал Олтаржевский в 1937 году. Арку даже успели построить. Но проверяющей комиссии вариант главного архитектора выставки не понравился. По их мнению, он был очень простым и недостаточно торжественным.

В итоге конструкцию снесли, а на её месте к 1939 году возвели новую в стиле ар-деко. Помимо Полякова в оформлении входа участвовал скульптор Георгий Мотовилов. Он создал барельефы на индустриальную и сельскохозяйственную тематику. Ими украшены колонны и купола в боковых арках. Сооружение сохранилось до наших дней. Сейчас оно имеет статус Северного входа и практически упирается в 75-й павильон.

Роскошь и монументальность

Когда в начале 1950-х выставку решили переделать, денег оказалось больше. Поэтому всю жилую застройку рядом получилось снести. Это позволило не только освободить место для нового главного входа и центральной аллеи, но и в принципе увеличить площадь ВДНХ. Она стала больше примерно в 1,5 раза. Над проектом парадной арки, которую наконец-то планировали разместить на видном месте тогда ещё Ярославского шоссе, работал архитектор Иннокентий Мельчаков. У него на тот момент уже имелся большой опыт в создании монументальных сооружений.

Строительство нового Главного входа ВДНХ, 1952. С сайта www.pastvu.com.
Строительство нового Главного входа ВДНХ, 1952. С сайта www.pastvu.com.

Зодчий решил построить огромную конструкцию. Она состояла из главной арки и закруглённых частей по бокам. Там планировали разместить кассы и служебные помещения. Общая длина сооружения составила 300 метров. Перед ним сделали просторную площадь. При строительстве главного входа использовали стальной каркас. Высота большей части сооружения составила 25 метров. Центральной, где располагается скульптура, - 40 метров (с учётом монумента). Полностью работы закончили в 1954 году.

Специалисты указывают, что в облике ансамбля есть черты архитектуры Древней Греции и Древнего Рима. Но в целом, это яркий представитель Сталинского ампира во всей своей красе. В центре входа располагается полукруглая арка. Она практически полностью украшена барельефами. Они чем-то похожи на те, что были на старом главном входе. Кстати, создавал их тот же скульптор - Георгий Мотовилов. Он же украсил колонны барельефами, на которых изображены представители разных профессий, связанных с сельским хозяйством.

Скульптурный ремейк

Главное украшение сооружения - скульптура "Тракторист и колхозница". #История её весьма любопытна. Она являлась официальной эмблемой выставки ещё в 1939 году. Так как изначально венчала высоченную (56 метров) башню. Она была частью старого главного павильона. Сам постамент украсили золочённым орнаментом в виде злаков. "Тракторист и колхозница" также были позолоченными. Вместе они поднимали огромный сноп пшеницы. Создавали композицию скульпторы Р.Н. Будилов и А.А. Стрекавин.

В целом, её идея напоминала монумент "Рабочий и колхозница". В 1951 году старый главный павильон, а вместе с ним и башню, снесли. "Тракториста и колхозницу" разобрали по частям. То, что в итоге поместили на вершину главного входа образца 1954 года, это новое прочтение старой скульптуры. Её создавала группа специалистов во главе с Сергеем Орловым. В целом эти "Тракторист и колхозница" очень похожи на предыдущих. Но некоторые детали отличаются.

Сейчас на вершине Главного входа располагается такая версия скульптуры. Это вид уже после реставрации 2017-2018 годов. Фото отсюда: https://fs3.fotoload.ru
Сейчас на вершине Главного входа располагается такая версия скульптуры. Это вид уже после реставрации 2017-2018 годов. Фото отсюда: https://fs3.fotoload.ru

В первую очередь, размер. Оригинальная статуя была 15 метров в высоту. Её преемница - всего лишь 8. А ещё тракторист перестал "обнимать" колхозницу. Полностью сосредоточился на снопе. Да и одежда здесь уже другая. Статус официальной эмблемы #ВДНХ скульптура сохраняла вплоть до 1984 года. В наше время как раз-таки ансамбль главного входа изображён на логотипе выставки. В 2017-2018 годах была реконструкция сооружения. Всё стало выглядеть красивее и приятнее. Кстати, несмотря на свои огромные размеры, главный вход позволяет немного рассмотреть главные архитектурные достопримечательности ВДНХ. Таким и был расчёт проектировщиков - завлечь возможных посетителей.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. #Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!