Красота требует жертв – установка, которую каждый понимает по-своему, особенно, когда речь заходит об оказании услуг в сфере косметологии. Сегодня этот рынок перенасыщен предложениями, спрос высок, демократичная цена привлекает все больше новых клиентов. Страницы в социальных сетях пестрят эффектными фотографиями и отзывами довольных клиенток. Однако за яркими аккаунтами и солидными вывесками бьюти-салонов нередко скрываются «специалисты» без медицинского образования. Доверчивые пациенты нередко забывают поинтересоваться, есть ли у них соответствующая квалификация и подтверждающие это документы, а также лицензия на осуществление подобного рода деятельности. Чем это чревато, как не попасть в руки лжекосметологов и какие меры прорабатывает Следственный комитет России, чтобы пресечь серый рынок красоты, – разбираемся в нашем специальном материале.
Дружеские услуги
В 2018 году в Ставрополе женщина пострадала от доморощенного косметолога, которая открестилась от клиентки, как только она очутилась в реанимации. Разбираться в этой некрасивой во всех аспектах истории было поручено следователю следственного отдела по Промышленному району города Ставрополя СУ СК России по Ставропольскому краю Елене Подтуркиной.
Из материалов уголовного дела: ‘‘...Лобач, не имея специальных познаний в области медицины и косметологии, оказывала у себя на дому косметологические услуги, не отвечающие требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей. В частности, Лобач сделала инъекции экзогенного вещества 30-летней женщине, после чего у потерпевшей произошли абсцессы верхнего века и губ, пошли осложнения <...>. В результате ее здоровью был причинен тяжкий вред...’’
Сухой язык процессуальных документов не передает всего ужаса, который пришлось пережить Елизавете Ткаченко. В один миг она потеряла привлекательную внешность и лучшую подругу, а могла и вовсе лишиться жизни.
Ирина Лобач и Елизавета Ткаченко дружили более десяти лет. Однажды Ира похвасталась Лизе, что прошла косметологические курсы. Тогда же она убедила подругу, что той срочно нужно увеличить губы, «сделать» скулы и поработать над морщинами на лбу. «Косметолог» ввела девушке филлеры и специальные препараты, которые, по ее словам, предназначались для разглаживания морщин. За все это клиентка заплатила десять тысяч рублей.
Поначалу она была удовлетворена результатом, хоть и промучилась несколько дней от опухолей. Позже ее стали беспокоить онемение и периодические боли в губах. А после лицо девушки превратилось в распухшую маску, стало сложно дышать, она попала в реанимацию.
Придя в себя, Елизавета обратилась в Следственный комитет. В отношении Ирины Лобач было возбуждено уголовное дело по п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью).
Следователь выяснила, что у Лобач не было медицинского образования и, соответственно, лицензии на оказание такого рода услуг. Любительские курсы, мастер-классы, онлайн-лекции – вот и вся компетенция.
«Она напрочь все отрицала. При том, что во время обыска в ее квартире в комнате, где стояла кушетка, находилась женщина, которую хозяйка спешно выпроводила. У нее в квартире мы также нашли брошюры об оказании косметологических услуг, а в холодильнике, рядом с колбасой и луком – ампулы, в таких условиях хранились ‘‘препараты красоты’’», – вспоминает Елена Подтуркина. Позже эксперты сообщили, что ампулы содержали гиалуроновую кислоту и прочие распространенные в «сфере красоты» препараты.
Во время обысков следователь фиксировала каждую деталь, которая так или иначе подтверждала род деятельности Ирины: буклеты, визитки, шприцы. Елена собрала и множество других доказательств вины лжекосметолога: онлайн-переводы денег на карту, телефонную переписку, получила показания свидетелей, соседей.
В конечном итоге необходимая доказательственная база была собрана, Лобач отправилась на скамью подсудимых. Суд приговорил ее к четырем годам колонии с компенсацией вреда пострадавшей в сумме 450 тысяч рублей.
«Как женщина, я никогда не одобряла вмешательства во внешность. Но мне было по-человечески жаль потерпевшую, которая, помимо моральных страданий, прошла ряд дорогостоящих операций из-за осложнений. Помимо восстановления справедливости, мне было важно уберечь других женщин, которые могли бы стать жертвами непрофессионализма и алчности Ирины», – резюмирует следователь.
Красивый профиль
В январе 2020 года в следственный отдел по Рудничному району города Кемерово СУ СК России по Кемеровской области – Кузбассу пришла 31-летняя женщина. Она была растеряна, постоянно поправляла на лице медицинскую маску, явно пытаясь прикрыть что-то от посторонних взглядов.
Поскольку ситуация требовала деликатного подхода и женского участия, руководитель отдела попросил пообщаться с заявительницей старшего следователя Татьяну Дейнеко. «Я увидела глаза красивой женщины и отчаяние в них, – вспоминает следователь. – Пока я уточняла анкетные данные заявительницы, скорее для того, чтобы поддержать спокойной интонацией, она сняла маску и сказала: «Посмотрите на меня». Губы ее выглядели очень неестественно. Стало очевидно, что проблема связана с косметологической процедурой».
Как оказалось, в декабре 2019 года Мария (имя изменено. – Прим. ред.) листала «ленту» в одной из социальных сетей, где случайно наткнулась на страницу, как она подумала, косметолога с солидным стажем работы, а оказалось – скандально известного в Кемерове бьюти-мастера Анастасии Боярской. Кстати, как потом стало известно, это – ее творческий псевдоним.
«Кадры работ мастера по контурной пластике губ выглядели привлекательно и эстетично. Именно фото тогда сделали свое дело», – призналась следователю Мария. Полные, аккуратные, яркие губы на странице в соцсетях красноречиво говорили о таланте косметолога.
Цитата: Завлекающие потенциальных клиентов фотографии и видеозаписи с результатами увеличения губ оказались результатом работы другого мастера
В ходе расследования уголовного дела следователь Дейнеко очень быстро выяснила разницу между выставленными фото и реальными работами Боярской. Завлекающий потенциальных клиентов контент оказался плагиатом, результатом работы другого, совершенно незнакомого ей специалиста.
Мария сокрушается, что только после произошедшего она вспомнила наставления профессиональных косметологов: уточнять, есть ли у бьюти-мастера медицинское образование, сертификаты качества на продукцию, лицензия на осуществление деятельности.
Приехав в назначенное время по указанному адресу, она не обнаружила входа в салон косметологии. Когда Мария дозвонилась до так называемого мастера, выяснилось, что никакого салона не существует. Боярская принимала клиентов в квартире, где и проживала. В спальне, прямо на диване она делала контурную пластику губ. Потерпевшая призналась следователю, что этот момент ее смутил, но, к сожалению, не остановил.
Когда она уже находилась в спальне-«процедурной», Боярская заверила клиентку, что у нее есть медицинское образование, все препараты качественные, и приступила к обсуждению деталей предстоящих манипуляций. Она предложила Марии конкретный препарат и объем его введения, чтобы губы были «как на той картинке». Затем было произведено несколько хаотичных уколов в губы. Немного размяв их пальцами, Боярская попросила оплатить свои услуги. Сумма составила 10 тысяч рублей.
Процедуру потерпевшая оплатила банковской картой, что позже позволило следствию подтвердить, что она действительно совершила оплату через банковский терминал, оформленный на ИП «Фокина А. Г.», принадлежащее Анастасии Боярской и находящееся у нее в квартире.
Рассчитавшись, они попрощались. Дальше все было как в страшном сне. К вечеру Мария почувствовала боль, жжение в губах, начались перепады температуры тела, усиливалась боль, она не могла разговаривать и есть. Губы покраснели, опухли, потеряли форму и искривились.
Она обратилась в медицинское учреждение, где были зафиксированы все изменения губ. Болевые ощущения при этом усиливались: организм отторгал неправильно введенный препарат. Затем уже в настоящем косметологическом центре был проведен курс необходимых процедур, которые помогли снять болевой синдром, уменьшить объем губ, выровнять их контур. К сожалению, до конца справиться с проблемой не удалось: в тканях губ, согласно заключению экспертизы, остались множественные образования, которые до сих пор причиняют дискомфорт потерпевшей.
Уже позже Мария рассказала, что решила обратиться в Следственный комитет, понимая, что косметолог-самоучка опасна для общества и может причинить вред кому-то еще.
Вскоре следователи нагрянули с обыском в квартиру лжекосметолога, чтобы изъять препарат, используемый при проведении процедур, проверить наличие лицензий и качество продукции. «Мы тщательно спланировали следственное действие, выдержав паузу – сработал эффект неожиданности, подозреваемую застали врасплох. Она была против проведения обыска, пыталась препятствовать его проведению. Нами были изъяты препараты типа «ботулинический токсин», «гиалуроновая кислота» и другие, на которые, как оказалось, у нее не было лицензии. Более того, данные препараты, по сведениям Росздравнадзора Кемеровской области, не имеют регистрационного удостоверения для обращения на территории Российской Федерации», – отмечает Татьяна Дейнеко.
Все это было изъято и исследовано специалистами. После обыска подозреваемую вызвали на допрос, где в присутствии адвоката она рассказала, что действительно делала инъекции девушкам, увеличивала губы, проводила процедуры по омоложению лица. Она также призналась, что не имеет медицинского образования, не оканчивала курсов по косметологии. Более того, Боярская сообщила: знания по проведению процедуры черпала из интернета, смотря различные ролики, а материалы заказывала на одном из сайтов. Примечательно, что позже подозреваемая отказалась от этих показаний.
Следствием была назначена и проведена комиссионная судебно-медицинская экспертиза с привлечением врача-косметолога. Результат экспертизы подтвердил, что так называемый мастер, не имея специального образования, не зная анатомии человека и не умея выполнять процедуру, ввела препарат не в те слои кожи, при этом сделав это неправильно, неравномерно распределив по зонам губ и неверно рассчитав объем препарата.
Цитата: Знания по проведению процедуры бьюти-мастер черпала из различных роликов, размещенных в интернете, там же заказывала и материалы
Врач также пояснил, что в носогубном треугольнике располагается множество сосудов, ведущих к головному мозгу и челюстно-лицевым нервам: одно неправильное движение – и ничего исправить было бы невозможно, ее могло попросту парализовать.
Следователем Дейнеко было допрошено множество свидетелей, которым подозреваемая оказывала услуги, все они сообщали сведения, аналогичные истории заявительницы. Значительную роль сыграли показания соседей, которые знали о клиентах, так как они не всегда правильно набирали номер домофона и сообщали, что пришли «делать губы».
Была собрана достаточная доказательственная база, что позволило предъявить подозреваемой обвинение по ч. 1 ст. 235 УК РФ – осуществление медицинской деятельности лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности, при условии, что такая лицензия обязательна, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека.
Дело ушло в суд. Боярская так и не признала вину, пытаясь переложить ответственность на клинику, которая помогла потерпевшей исправить последствия первых уколов. Кроме того, она всячески пыталась оказать моральное давление на потерпевшую, выставляя на страницах в интернете свою интерпретацию произошедшего.
Суд счел убедительными собранные следствием доказательства и приговорил лжекосметолога к двум годам и шести месяцам ограничения свободы с обязательной явкой в специализированный орган, ей также запрещено покидать город Кемерово.
_______________________________________________________________________________
РОСЗДРАВНАДЗОР разъясняет
В связи с участившимися случаями оказания косметологических услуг ненадлежащего качества, сопровождаемых причинением вреда здоровью граждан, Росздравнадзор настоятельно рекомендует обращать внимание на следующие важные моменты.
• Пациентам – потребителям инъекционных косметологических услуг – необходимо удостовериться в наличии у учреждения лицензии на оказание медицинских услуг по профилю «косметология» (Единый реестр лицензий размещен в открытом доступе на сайте Росздравнадзора https://roszdravnadzor.gov.ru/services/licenses).
Выполнение косметологических услуг допустимо только по адресу, указанному в лицензии. Косметологическая инъекционная терапия в бытовых условиях, на дому или в организациях, не имеющих соответствующей лицензии, является противозаконной деятельностью.
• Врач-косметолог в обязательном порядке должен иметь профессиональную переподготовку по специальности «косметология» при наличии подготовки в интернатуре или ординатуре по специальности «дерматовенерология». Информацию о профессиональной подготовке врачей медицинская организация обязана размещать на своем официальном сайте в сети «Интернет».
• Медицинские изделия, в том числе имплантируемые (филлеры, мезо-нити и другие), а также лекарственные препараты для выполнения инъекционных косметологических процедур (ботокс, мезотерапия и другие «уколы красоты») должны быть безопасными и эффективными, что подтверждается наличием регистрационного удостоверения. Проверить регистрацию медицинской продукции возможно на сайте Росздравнадзора (https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch – медизделия) и в Государственном реестре лекарственных средств Минздрава России (http://grls.rosminzdrav.ru – фармпрепараты).
_____________________________________________________________________________
«Лицензия» на убийство
Рынок псевдомедицинских услуг, обещающих эффектные перемены во внешности, а на деле – представляющих опасность для здоровья и даже жизни потенциальных клиентов, не ограничивается приемами на дому. Важно понимать, что ни широкая реклама, ни известная вывеска, ни дорого обставленный кабинет не являются гарантом безопасности проводимых процедур. Немногие задумываются о том, что принимающие людей в частных клиниках «специалисты» могут не иметь прямых трудовых отношений с конкретной организацией, а лишь арендовать у них площадь в своих целях.
В сентябре 2019 года следователями ГСУ СК России по городу Москве было возбуждено уголовное дело по факту смерти пациентки прямо в кабинете «опытного хирурга и косметолога» – именно так представилась клиентке Юлия Качан. Как выяснили следователи, не имея в принципе никакого высшего образования, она прошла полугодовые курсы в медицинской сфере, которые не давали ей права даже на проведение простейших манипуляций.
Действуя по уже отработанной преступной схеме, она арендовала кабинет у лицензированной клиники, где регулярно принимала у себя недовольных своей внешностью клиенток.
Цитата: Принимающие людей в частных клиниках «специалисты» могут не иметь прямых трудовых отношений с организацией, а лишь арендовать у них площадь в своих целях
28-летняя москвичка Ольга (имя изменено. – Прим. ред.), как и многие девушки, переживала по поводу «лишнего» веса, интересовалась разными методиками похудения. А потом узнала о Качан – «косметологе», как оказалось, широкого профиля, которая, помимо эстетических манипуляций с лицом, проводила клиенткам популярную процедуру безоперационной липосакции. На роковой визит Ольги к ней как раз была запланирована эта процедура. Мы опустим некоторые этапы и детали проведенной «специалистом» операции по похудению, которая не имеет ничего общего с врачебной практикой.
После введения двух инъекций лидокаина в поясницу и скулу «пациентке» резко стало плохо, реанимировать ее не удалось. Прибывшие по вызову медики констатировали смерть девушки. Согласно выводам проведенной в рамках расследования комиссионной судебно-медицинской экспертизы, она скончалась от развившегося анафилактического шока, клинически протекающего по асфиктическому варианту, с преобладанием симптомов острой дыхательной недостаточности, вызванного инъекционным введением токсических доз местноанестезирующего фармакопрепарата – лидокаина. Иными словами – задохнулась в считанные минуты от наступивших в результате введения медицинского препарата осложнений.
Следствием была доказана вина псевдоврача Качан в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть человека). В октябре 2020 года суд приговорил ее к двум годам лишения свободы.
На опережение
В ходе расследования ряда уголовных дел подобного характера и анализа нормативной базы, регламентирующей оказание услуг в сфере медицинской косметологии, сотрудниками ГСУ СК России по городу Москве был отмечен ряд пробелов, не позволяющих правоохранительным органам заблаговременно пресекать опасную для жизни и здоровья потребителей деятельность.
Сейчас, выявляя факты оказания таких услуг без необходимой лицензии, они не могут привлечь виновных к уголовной ответственности либо прекратить опасную деятельность – ровно до того момента, как здоровью кого-либо из пациентов будет причинен вред.
Проанализировав сложившуюся практику, Следственный комитет России выступил с законодательной инициативой, в случае принятия которой правоохранительные органы смогут выявлять и пресекать противоправную деятельность лиц, осуществляющих лицензируемые, ввиду опасности, медицинские услуги, не дожидаясь причинения вреда здоровью пациентов, как это было ранее.
____________________________________________________________________________________
Андрей Стрижов, руководитель ГСУ СК России по городу Москве:
«Будучи осведомленными об осуществлении деятельности, представляющей угрозу для здоровья и жизни граждан, правоохранители становились сторонними наблюдателями процесса и вынуждены были ждать, пока псевдокосметологи причинят вред здоровью пациента. И лишь после этого пресекать незаконную деятельность. В целях превентивной защиты прав и законных интересов граждан при получении медицинских и косметологических услуг нами предложено внести изменения в статью 235 УК РФ. Они предусматривают уголовную ответственность за осуществление медицинской деятельности лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности, при условии, что такая лицензия обязательна, до причинения вреда здоровью пациентов. Кроме того, речь идет о предоставлении СК России полномочий по расследованию данных преступлений».
____________________________________________________________________________________
Помимо защиты прав и законных интересов граждан это позволит легализовать значительный криминальный рынок оказания косметологических услуг, что увеличит поступления налоговых и иных платежей в бюджеты всех уровней, а также обеспечит защиту трудовых прав и социальных гарантий лиц, задействованных в этой индустрии.