Найти в Дзене
Что там на Сотбис?

Шесть советских детских книг Маршака, которые можно дорого продать на аукционе: показываем коллекцию за 130 тысяч рублей

За шесть книг Самуила Маршака на аукционе заплатили свыше 130,000 рублей. Источник: Культура.РФ Вместе с Северным аукционным домом мы регулярно рассказываем о ценных книгах из советского детства. Отдельно через призму прошедших аукционов решили поговорить о творчестве людей, которых хорошо знает и помнит любой человек, чье детство пришлось на последние полвека. Сегодня в рубрике «Дорогие книги любимых авторов» мы поговорим о нескольких этапах творческого пути Самуила Яковлевича Маршака и остановимся на важных книгах, созданных на этих этапах, которые стали лотами на недавних аукционах. В биографии Самуила Маршака довольно сложно отыскать этап начала творческой карьеры — кажется, он творил с самого детства. Есть много свидетельств, которые говорят о том, что маленький Самуил чуть ли не в 12-летнем возрасте писал пьесы, а в пятнадцать уже публиковался в журналах. Однозначно, его дар стал проявляться в раннем возрасте. В школьные годы Маршак занимался в основном классической поэзией. В на

За шесть книг Самуила Маршака на аукционе заплатили свыше 130,000 рублей.

Источник: Культура.РФ

Вместе с Северным аукционным домом мы регулярно рассказываем о ценных книгах из советского детства. Отдельно через призму прошедших аукционов решили поговорить о творчестве людей, которых хорошо знает и помнит любой человек, чье детство пришлось на последние полвека.

Сегодня в рубрике «Дорогие книги любимых авторов» мы поговорим о нескольких этапах творческого пути Самуила Яковлевича Маршака и остановимся на важных книгах, созданных на этих этапах, которые стали лотами на недавних аукционах.

В биографии Самуила Маршака довольно сложно отыскать этап начала творческой карьеры — кажется, он творил с самого детства. Есть много свидетельств, которые говорят о том, что маленький Самуил чуть ли не в 12-летнем возрасте писал пьесы, а в пятнадцать уже публиковался в журналах.

Однозначно, его дар стал проявляться в раннем возрасте. В школьные годы Маршак занимался в основном классической поэзией.

В начале 20-го века его талант заметили в столице и через пару рукопожатий будущий детский поэт завязал знакомство с Максимом Горьким, который пригласил его пожить на свою дачу в Ялте.

-2

Маршак и Горький / Источник: Межпоселенческая центральная библиотека

Следующие 15 лет — с 1905 по 20-й в жизни Маршака (да и всей страны) были очень насыщенными. Он успел съездить на Ближний Восток, в Англию, поучаствовать в судьбах солдат с фронтов Первой мировой, жениться, начать писать антибольшевистские фельетоны, а после примириться с советской властью.

Но больше всего на Маршака как на детского поэта повлияла личная трагедия — в 1915 году он потерял любимую дочь. Самуил Яковлевич долго оправлялся от своего горя, и неизвестно, смог ли с ним справиться окончательноться, ведь впереди его ждал еще один серьезный удар судьбы — смерть сына.

Так или иначе, уже в 1920 году Маршак определился с фокусом в своем творчестве — он хочет писать о детях и для детей. В 1923 году он вернулся в уже бывшую столицу как детский писатель.

Именно к этому периоду относится первая и самая дорогая книга в нашей подборке — «Сказка о глупом мышонке». Два года назад такой экземпляр купили за 42,000 рублей.

-3

Больше фотографий лота в источнике

«Сказка…» наряду с «Домом, который построил Джек» и «Детками в клетке» — печатный дебют Маршака в детской поэзии. Но ценна работа не только этим.

Это — также один из первых результатов крепкого союза Маршака и художника Владимира Конашевича. Тот также дебютировал в книжной графике и в частности детской книге незадолго до этого — в 1918 году.

Источник

Считается, что Конашевич как никто другой понимал Маршака и его художественный язык. Благодаря этому ему удавалось с особой точностью и живостью переносить на страницы детских книг героев Самуила Яковлевича.

Поэт хорошо чувствовал это и гордился сотрудничеством. Но он доверял оформление своих книг далеко не только Конашевичу.

Следующая книга — «Почта» 1927 года — создана в тандеме с иллюстратором Михаилом Цехановским. Ее стоимость на аукционе составила 14,000 рублей.

-5

Иллюстрации по ссылке

К тому времени Самуил Яковлевич сильно «вырос» в глазах литературного сообщества как детский поэт. Он был редактором одного из первых советских журналов для детей под названием «Воробей», его творчество знали и уважали.

Михаил Цехановский в те годы проходил становление как иллюстратор в издательстве «Радуга». А впереди его ждала карьера мультипликатора, в которой он преуспел больше, чем в книжной графике.

Кстати, «Почта» стала первым мультфильмом Цехановского, а оформил он его через год после выпуска книги на основе тех самых иллюстраций.

-6

Источник

Во время работы над «Почтой» Михаил Цехановский трудился в детской редакции Ленгиза бок о бок с другим важным художником в биографии Маршака — Владимиром Лебедевым.

Именно он является иллюстратором следующей книги из подборки — «Багаж» 1929 года. За нее на аукционе заплатили 16,000 рублей.

-7

Фотографии страниц книги в источнике

Владимир Лебедев проиллюстрировал больше книг Маршака, чем любой другой художник. Этот творческий союз был очень долгим и крепким. Между Владимиром Васильевичем и Самуилом Яковлевичем была настоящая дружба и взаимопонимание.

«Лебедев всегда и во всём остаётся мастером — ищущим, требовательным, неутомимым во всём, чтобы он ни делал», — так отзывался Маршак о своем товарище.

-8

Источник

Еще одна книга, созданная в этом тандеме в тот же период, — первоиздание «Усатого-полосатого» 1930 года. За нее заплатили 17,000 рублей.

-9

Источник

На форзаце есть надпись — «Посвящаю маленькому Якову». Яков — младший сын поэта, на момент издания ему было пять лет. К сожалению, его жизнь оборвалась в 46-м из-за туберкулеза.

В начале 30-х Маршак сотрудничал с еще одним художником — Алексеем Пахомовым. На аукционе была продана книга с его иллюстрациями — «Мастер-ломастер». Стоимость составила 24,000 рублей.

-10

Фотографии иллюстраций в источнике

Для Пахомова работа над «Мастером» стала первой в сотрудничестве с Маршаком. Причем первоиздание именно так и называлось — «Мастер», без «ломастера». Однако, все изменилось благодаря одному маленькому читателю, сыну товарища Пахомова.

Тот ознакомился с книгой и сообщил художнику, что название выбрано неправильно: мальчик все ломал, получается он скорее «ломастер» (тем более, это слово фигурирует в конце стиха).

Пахомов рассказал об этом Маршаку и тот использовал для второго издания уже знакомое нам словосочетание «Мастер-ломастер». Именно его мы видим на обложке книги. И оно, к слову, стало нарецательным.

В 1933 году открылось знаменитое детское издательство «Детгиз». Маршак вместе с Горьким, Чуковским и Гайдаром принял активное участие в его создании. Многие книги Самуила Яковлевича в дальнейшем выходили именно здесь.

Одна из них — «Мяч» 1936 года с иллюстрациями Конашевича. На аукционе за нее заплатили 7,500 рублей.

-11

Больше иллюстраций по ссылке

В 37-м происходит важное в жизни Маршака событие — под репрессии попало большое количество сотрудников ленинградского отделения издательства, фактически учеников и товарищей Самуила Яковлевича. Сам поэт после этого переехал в Москву.

Впереди Маршака ждали непростые годы Великой Отечественной, защита коллег от преследований, серьезные работы уже не для детей. Но это совсем другая история.

Нашу сегодняшнюю же подборку и этот отрезок биографии любимого поэта завершает сборник сказок, песен и загадок 1938 года. В нем встречаются иллюстрации практически всех перечисленных выше художников.

За эту книгу на аукционе заплатили 16,000 рублей.

-12

Иллюстрации по ссылке

📚 Выставить свой предмет на аукцион можно по ссылке: https://clc.to/hotnorthauction_lot

Ознакомиться с другими лотами и поучаствовать в торгах Северного аукционного дома можно на платформе bidspirit.

Следить за интересными лотами и работой аукционного дома можно Вконтакте 👉 https://clc.to/hotnorthauction_vk

Публикация создана при поддержке Северного аукционного дома

Другие статьи о дорогих советских книгах:

Platform for bloggers, brands and the media