Фотографии из обновлённого калужского Музея космонавтики всё чаще и чаще мелькают в соцсетях, всё больше превращаясь в модный тренд: «Как это вы не были? Все уже были! Хайтек, стиль, тренд». Последнее слово меня вообще пугает. В наше время происходит некоторая подмена понятий - люди фотографируются на фоне картин, музейных интерьеров и экспонатов, особо не вникая в историю и факты.
В общем я хочу вмешаться в тренды - будете в популярном Музее космонавтики, прогуляйтесь до непопулярного Дома-музея Циолковского, он совсем рядом, всего 15 минут ходьбы.
Дом, в котором зарождался дерзкий русский космизм
С этим скромным серым домиком на окраине Калуги (ул. Циолковского, 79), в двух шагах от Оки, связано 29 лет жизни «отца русской космонавтики» - Константина Эдуардовича Циолковского. Он приобрёл его в 1904 году.
Порадовало всё - и пышный куст сирени за забором, и приоткрытая маленькая дверца над крышей дровяного сарая, Циолковский любил смотреть с неё на звёзды; и уютный дворик музея, и старая охранная печать страхового общества «КАЛУЖ ВЗАИМ» 1888 года на стене дома, и бабушки-смотрительницы, тут же устремившиеся нам навстречу… Листайте карусель!
Даже не верится, но именно в этом доме, в весьма аскетичных условиях, будучи отцом семерых детей и отягощённым множеством бытовых проблем, учёный смог написать десятки важнейших работ по воздухоплаванию, авиации, реактивному движению и космонавтике.
Варвара, 7 детей, мечты и наука
Из архивных записей: «Я женился без любви, надеясь, что такая жена не будет мною вертеть. Будет работать и не помешает мне делать то же. Эта надежда вполне оправдалась. Такая подруга не могла истощить и мои силы: во-первых, не привлекала меня, во-вторых, и сама была равнодушна и бесстрастна. С женой мы всегда и всю жизнь спали в отдельных комнатах, иногда и через сени. До брака и после него я не знал ни одной женщины, кроме жены. Браку я придавал только практическое значение». Фотографии очень «говорящие».
Афоризм на любимой кружке учёного гласит: «Бедность учит, а счастье портит». Мало кто согласится со второй частью фразы, а для него это было нормой.
Циолковский не был религиозен. Из воспоминаний дочери: «Церкви он считал украшением городов и памятниками старины. Колокольный звон отец слушал как музыку и любил гулять по городу во время всенощной. К Христу относился как к великому гуманисту и гениальной личности, провидевшей интуитивно истины, к которым впоследствии ученые подошли посредством науки». Очень мне созвучно!
Самое необычное фото Циолковского, на мой взгляд.
Среди экспонатов дома-музея, конечно же, есть легендарный чёрный плащ-крылатка с металлическими застежками в виде двух львиных голов, шляпа, зонтик и алюминиевая тросточка учёного.
На первом этаже дома сохранилась потрясающая печь-лежанка, отделанная старинными калужскими изразцами начала XIX века. Красота же. ♥
Лестница в небо
Узкая крутая, ведущая на 2-й этаж, шествующая мимо «закутка жены» и ведущая в кабинет Циолковского получила название «Лестница в небо». Второй этаж пристроили после страшного наводнения 1908 года, когда Ока поднялась почти на 17 метров (!).
Кстати, до 1931 года в доме не было электричества, и кабинет учёного освещался единственной настольной керосиновой лампой.
Руки - не для скуки
В мастерской рядом с кабинетом представлены модели дирижаблей, построенные самим Циолковским. Они висят недалеко от той самой чердачной дверцы, выходящей на крышу, оттуда и запускались.
До преклонного возраста Циолковский катался на велосипеде, одним из любимых был велосипед московской фирмы «Дукс». В карусели есть фото, как Циолковский лихачит в возрасте 75 лет. :)
«Слуховые воронки» повсюду
После перенесенной в детстве скарлатины Константин Эдуардович имел проблемы со слухом, поэтому по всему дому расставлены самодельные слуховые аппараты из жести.
Циолковский почти всю жизнь учительствовал (42 года!), несмотря на свои проблемы со слухом и на то, что сам был самоучкой.
Телеграмма Сталина и остановившиеся часы
Над кроватью Циолковского в кабинете на втором этаже до сих пор висят его любимые часы. Он умер 19 сентября 1935 года в 22 часа 34 минуты, через два дня после того, как ему исполнилось 78 лет.
Перед самой смертью учёный получил телеграмму от Сталина: «ЗНАМЕНИТОМУ ДЕЯТЕЛЮ НАУКИ, ТОВАРИЩУ К. Э. ЦИОЛКОВСКОМУ. Примите мою благодарность за письмо, полное доверия к партии большевиков и Советской власти. Желаю Вам здоровья и дальнейшей плодотворной работы на пользу трудящихся. Жму Вашу руку. И. СТАЛИН».
Константин Эдуардович тотчас же продиктовал ответ: «Прочитал Вашу теплую телеграмму. Чувствую, что сегодня не умру. Уверен, знаю — советские дирижабли будут лучшими в мире. Благодарю, товарищ Сталин». Собственноручно дописал: «Нет меры благодарности. К. Циолковский».
Хочу закончить статью фотографией маленького серого домика, той, с которой я её начала. Надеюсь, теперь вы обязательно в нём побываете, если ещё не были. На контрасте с блистающим Музеем космонавтики он производит особенно сильное впечатление. Место, где рождались очень смелые мечты и планы...
Мы оказались в Калуге в Библионочь, поэтому экскурсия была бесплатной, в остальные дни билет стоит 250 р. Все детали посещения уточняйте на официальном сайте.