Найти тему
LiveLib

Пикаро нашего времени: книги про обаятельных авантюристов

Очаровательные прохвосты, великие комбинаторы, сумасбродные чудаки — когда вы читаете эти слова, кто из книжных героев приходит на ум? Начиная с Карлсона и Остапа Бендера и не заканчивая, потому что тема очень уж благодатная. За что читатель любит харизматичных негодяев и любит ли? Попробуем разобраться.

Novela picaresca (исп.) — плутовско́й или пикаре́скный роман — это истории как раз о таких авантюристах. Появились они в Испании в 16 веке, и явно не от хорошей жизни. Классические пикаро бездомны, ни к чему и ни к кому не привязаны, аморальны, находятся в конфликте с обществом, государством, а может и со всем миром. Но, как меняется всё живое с течением времени, так и литературные образы не мухи в янтаре — органично меняют форму под читательский интерес.

Возникают ли в головах писателей такие персонажи на ровном месте? Похоже, что пикарески — это ответ на общественный запрос, срез настроений людей: возмущение против бедности, нечестных законов, фальши и неравенства. В социуме, где всё по большей части в порядке, нонконформисту прижиться трудно, если вообще возможно.

Что же представляют из себя более современные пикаро, какие у них черты? Чаще всего, но не обязательно, это выходцы из бедных слоев населения, которые на себе ощутили всю «прелесть» низкого положения в обществе. Они нарушают правила, устраивают массовые волнения или личный мятеж, идут против системы — по сути, делают то, что многим хочется, но мама не велит. А еще они нередко выступают гласом народа. Их оружие — ум, юмор и обаяние.

И пока никого из нас еще не захватили волны восторга от изобретательности пикаро, о которых сегодня будем говорить, отмечу обязательно-очевидную вещь: руководить нашими действиями в первую очередь должны человеческие ценности и моральные ориентиры.

Возмутитель спокойствия

Восток изобилует красивыми легендами, которые полны не только мудрости, но и тонкого юмора. Истории о Ходже Насреддине — яркое тому доказательство. Споры об этом фольклорном персонаже не утихли до сих пор: существовал ли такой человек на самом деле? Но каков бы ни был ответ, он вдохновлял и продолжает вдохновлять литераторов по всему миру. Рассказы о его похождениях предложили сделать нематериальным наследием ЮНЕСКО; в Конье (провинция в Турции), где сохранилась могила некоего Насреддина, жившего в 13 веке, проводят фестиваль «Акшехир» в честь Ходжи; памятники человека на ослике рассыпаны по белу свету.

-2

Фото с сайта miniset.net

Кратко о книге: обаятельный зачинщик треволнений Ходжа Насреддин странствует по Востоку и Азии на верном ишаке. Везде находит приключения, друзей и врагов, чаще всего в виде власть имущих эмиров, калифов и ханов. Как он будет выпутываться из самых сложных и, казалось бы, безвыходных ситуаций, предстоит узнать читателю.

-3

Повесть о Ходже Насреддине ...

Леонид Соловьев

4,6

Купить

Такого смутьяна, которого описал Леонид Соловьев, еще поискать и не найти (разве что тот, о котором пойдет речь ниже). Что за чудо-человек предстает на страницах книги? Какой-то неуловимый мститель, не иначе. Но этот герой нарушает устои и правила не только ради забавы, а и для благих целей: глупые, несправедливые законы делают бедных еще беднее, а богатых еще богаче. Гротескный образ правителя и его знати вызывает ощущение праведного гнева — необходим противовес, чтобы удовлетворить внутреннюю тягу человека к справедливости. Такой гирей на весах Фемиды и стал Ходжа Насреддин из Бухары:

«Самой заветной мечтой его была мечта о мире, в котором все люди будут жить как братья, не зная ни алчности, ни зависти, ни коварства, ни злобы, помогая друг другу в беде и разделяя радость каждого как общую радость».

Простые люди слагают о нем легенды, байки и анекдоты, да он и сам не прочь подлить масла в огонь — за словом в карман не лезет, любит пошутить и развлечь народ. Острый ум и такой же язык — главное оружие Насреддина:

«Рассказывают еще так о Ходже Насреддине: однажды в Багдаде шел он по базару и вдруг услышал шум и крик, доносившиеся из харчевни. Наш Ходжа Насреддин, как вам известно, человек любопытный, — он заглянул в харчевню. И видит, что толстый, красномордый харчевник трясет за шиворот какого-то нищего и требует денег, а нищий не хочет платить.

— Что за шум? — спрашивает наш Ходжа Насреддин. — Что вы не поделили?
— Вот этот бродяга, — закричал в ответ харчевник, — этот презренный оборванец и жулик зашел сейчас в мою харчевню, да отсохнут все его внутренности, вынул из-за пазухи лепешку и долго держал ее над жаровней, пока лепешка не пропиталась насквозь запахом шашлыка и не стала от этого вдвое вкуснее. Потом этот нищий сожрал лепешку, а теперь не хочет платить, да выпадут все его зубы и облезет кожа!
— Это правда? — строго спросил наш Ходжа Насреддин у нищего, который не мог от страха вымолвить слова и только кивнул в ответ головой.
— Нехорошо, — сказал Ходжа Насреддин. — Очень нехорошо пользоваться бесплатно чужим добром.
— Ты слышишь, оборванец, что тебе говорит этот почтенный и достойный человек! — обрадовался харчевник.
— У тебя есть деньги? — обратился Ходжа Насреддин к нищему. Тот молча достал из кармана последние медяки. Харчевник уже протянул свою жирную лапу за ними.
— Подожди, о почтенный! — остановил его Ходжа Насреддин. — Давай-ка сначала сюда твое ухо.

И он долго звенел зажатыми в кулаке деньгами над самым ухом харчевника. А потом, вернув деньги нищему, сказал:
— Иди с миром, бедный человек!
— Как! — закричал харчевник. — Но я не получил платы!
— Он заплатил тебе полностью, и вы в расчете, — ответил наш Ходжа Насреддин. — Он нюхал, как пахнет твой шашлык, а ты слышал, как звенят его деньги».

Простой народ любил Ходжу, потому что он представлял его интересы и защищал, как мог и умел. Этот герой отличается не только повышенной тягой к справедливости, но и авантюрным желанием показать себя:

«Водоем лежал в стороне от большой дороги, и Ходжа Насреддин мог бы проехать мимо, но не таков был наш Ходжа Насреддин, чтобы упустить случай вмешаться в спор, скандал или драку».

Леонид Соловьев получил широкую известность за книгу о возмутителе спокойствия, а народная любовь потребовала продолжения — так появился «Очарованный принц». Надо отдать должное писателю: вторую часть дилогии о приключениях Насреддина он писал в исправительно-трудовом лагере. Вышла она не такой веселой, как первая, но не менее обволакивающей, мудрой и завораживающей.

Оцените красоту слога писателя, которая без промедления погружает читателя в восточную сказку:

«В круглые окна тростниковых кровель отвесно падали яркие лучи полдня, стояли дымнопыльными сквозными столбами, в их сиянии сверкала парча, блестел шелк и мягким затаенным пламенем светился бархат; всюду мелькали, вспыхивая, чалмы, халаты, крашеные бороды; слепила глаза начищенная медь, с нею спорило и побеждало ее своим чистейшим блеском благородное золото, рассыпанное перед менялами на кожаных ковриках…»

«Ходжа Насреддин свернул ковер нетерпения и уложил его в сундук ожидания».

«Облачившись в халат усердия и вооружившись посохом терпения, мы посетили все эти места».

«Ходжа Насреддин понял: глина ее сердца размягчена, — время вертеть гончарный круг своей хитрости и лепить горшок замысла».

Как я писала выше, необходимость в герое, который защищает права простых людей, не силой, но ловкостью выходит из любых передряг, есть буквально в каждой культуре. Отличается только имя и место событий, а суть остается — справедливость победит.

Великий комбинатор

Полагаю, нет здесь людей, которые не знают сюжета «12 стульев» Ильфа и Петрова. Но на всякий случай кратко: Воробьянинов — бывший дворянин, промотавший состояние покойной жены, мечтает вернуть себе былую роскошь (дело было в 1927 году). Умирающая теща раскрывает зятю секрет, что зашила свои бриллианты в один из стульев гостиного гарнитура, который разошелся по городам. Ипполит Матвеевич Воробьянинов отправляется на поиски. Судьба сводит его с «великим комбинатором» Остапом Бендером, изворотливый ум и харизма которого может пригодиться в таком нелегком деле. Но на богатства охотится еще и отец Федор, которому теща успела исповедаться перед смертью.

Бестселлер
Бестселлер

Двенадцать стульев

Илья Ильф, Евгений Петров

4,5

Купить

Фильм Гайдая «12 стульев» 1971 года — жемчужина советского кино — наполнен искрометным юмором, в том числе на остросоциальные темы. Меня всегда задевает кусочек с общежитием, где жилую площадь разделяют картонные перегородки, и люди сосуществуют практически в одной комнате. А наболевшее «Ну дайте же человеку поспать!» и сейчас эхом разносится по тонкостенным домам на всём постсоветском пространстве (нередко это кричу я).

Так вот, вышеупомянутый Остап. Когда я задумала написать статью о плутовском романе, то Бендер первым возник перед внутренним взором и приподнял картуз в знак приветствия. Очарованная игрой Арчила Гомиашвили в фильме, в книге я обнаруживаю классического пикаро: хитрого и расчетливого, который не гнушается открыто воровать и всерьез рассматривает многоженство как способ обогащения. Тут, конечно, никакого тебе справедливого Насреддина: романтичный образ посыпался с немыслимой скоростью. Но на чём такой персонаж взрос? Повсеместная бедность (вспомним те же дома с картоном вместо стен и вегетарианское питание Лизы и Коли, не из убеждений, а из нужды), взяточничество, отсутствие перспектив — на такой почве Бендер расцвел буйным цветом. И в этой истории каждый сам за себя.

Стоит сказать, что эта талантливая сатира как раз и хотела изобличить пороки общества, которое переживало ломку, переход от одного режима к другому, и конечно, преследовала момент воспитательный. Забавно, что спустя столько лет, сюжет не теряет своей актуальности, но видится уже совсем иначе.

-5

Кадр из фильма «Двенадцать стульев», реж. Леонид Гайдай, 1971 г.

Манипуляции Остапа доверчивым народом поражают, но Ильф и Петров сглаживают острые углы тем, что чаще других жертвами его многоходовочек становятся такие же любители наживы, как и он сам:

«Завхоз 2-го дома Старсобеса был застенчивый ворюга. Все существо его протестовало против краж, но не красть он не мог. Он крал, и ему было стыдно. Крал он постоянно, постоянно стыдился, и поэтому его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза».

Чего стоит выходка с бывшим сотрудником архива Коробейниковым, у которого были нужные ордера на стулья Воробьянинова! Впрочем, архивариус не преминул тут же отыграться на отце Федоре — еще одном охотнике за бриллиантами. Батюшку сыграл незабвенный Пуговкин. Не такой красивый и харизматичный персонаж, как Остап, но, судя по описанию его делишек в книге, не менее упорный в своем желании обогатиться. И французских бульдогов на продажу он разводил, и целую ферму из кроликов начинал, и обеды из последних давал — и это будучи батюшкой, по идее глубоко духовным человеком, далеким от мирских желаний. Но успеха в коммерции он не имел. А тут сама судьба, устами тещи Воробьянинова, подбросила ему новый шанс разжиться свечным заводиком.

Леонид Гайдай и Владлен Бахнов (писал сценарий вместе с режиссером) взяли из книги всё самое яркое и насыщенное. Они акцентировали внимание на харизматичном Остапе-Арчиле, что и сделало картину лидером проката в год выхода, а также принесло ей славу классики советской кинокомедии. Свои приключения авантюрист продолжает в «Золотом теленке».

Но не может фильм вместить всё то богатство речи и писательское мастерство, что прячется под обложкой. В книге каждый герой получил свою толику пристального внимания, а атмосфера и детальное описание сцен создают ощущение присутствия:

«Ипполит Матвеевич с ловкостью фокусника принялся за работу. Записал старушечьим почерком имена новобрачных в толстые книги, строго допросил свидетелей, за которыми невеста сбегала во двор, долго и нежно дышал на квадратные штампы и, привстав, оттискивал их на потрепанных паспортах. Приняв от молодоженов два рубля и выдавая квитанцию, Ипполит Матвеевич сказал, усмехнувшись: "За совершение таинства" — и поднялся во весь свой прекрасный рост, по привычке выкатив грудь (в свое время он нашивал корсет). Толстые желтые лучи солнца лежали на его плечах, как эполеты. Вид у него был несколько смешной, но необыкновенно торжественный».

Хоть произведение давно растащили на цитаты, не откажу себе в удовольствии привести их еще парочку, очень уж красиво и забавно написано:

«Ипполит Матвеевич леопардовым скоком приблизился к возмутительному незнакомцу и молча дернул стул к себе».

«Хватающая за сердце пауза длилась целую минуту».

Изгой или рыцарь

И чтобы вы не думали, что на авантюрной почве преуспевают только мужчины, расскажу об удивительной героине из книги Фредерика Бакмана «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения». Краткое описание: у 7-летней Эльсы полно проблем в школе и дома, справиться с которыми ей помогает бабушка и ее волшебные королевства. Девочке предстоит пройти много испытаний и выполнить непростые поручения бабули.

Бестселлер
Бестселлер

Бабушка велела кланяться и ...

Фредрик Бакман

4,4

Купить

Стопроцентным примером пикарески этот роман не назовешь, но в нем есть его признаки. Воплощает их бабушка Эльсы — старушка с характером бунтаря. Обратите внимание, в начале я говорила, что общество, у которого нет ярко выраженных пороков, где есть принятое всеми мироустройство и порядок, принимает бунтарей без особой радости, если вообще принимает.

Бабушку Эльсы считают практически городской сумасшедшей. Да, бодрой и в чем-то забавной, но всё-таки 77-летней хулиганкой — возмутителем спокойствия в халате, а иногда и без. Полагаю, что именно преклонный возраст берег ее от реальных последствий собственных поступков. Она не преследовала какого-то меркантильного интереса, когда кидалась землей в полицейского, приправляя это ругательствами, курила в больнице, выносила желтые сумки из «Икеи», забиралась в зоопарк через забор, палила по людям из пейнтбольного ружья или садилась за руль без прав. Это был личный протест против системы (ну не нравилась она ей), а еще… способ, хоть и весьма странный, подбодрить внучку. Удивительным образом, маленькая Эльса с рассудительностью взрослого человека уравновешивает свою ба.

«Боже мой, да разве это забор? Было бы о чем говорить, — беспечно возразила [бабушка] она.
— Ты не божемойкай! Это не я кидалась дерьмом в полицейского, — напомнила Эльса.
Бабушка закатила глаза.
— Ну что ты долдонишь, прямо как мать твоя. У тебя нет зажигалки?
— Мне семь лет! — отрезала Эльса.
— И долго ты будешь этим прикрываться?
— До тех пор, пока мне не исполнится восемь!»

Фредерик Бакман показал и противоположность сумасбродной женщины — Бритт-Мари. Это соседка героини, правильная до тошноты, до зубовного скрежета, чем почти до конца книги вызывает одно лишь раздражение, хотя казалось бы, повода-то нет: послушный гражданин, пример для подражания.

Автор любит хулиганистую Бабушку (Бритт-Мари любит тоже, о ней есть отдельная книга), поэтому дал ей особую миссию: поддержать свою 7-летнюю внучку, показать ей мир, где нет места страху, а есть герои — для кого-то сказочные, а для Эльсы очень даже настоящие.

Вы любите сказки? Помните то волшебное действие, которое они оказывают: развлекают, научают, успокаивают? И бабушка Эльсы помнит, что ребенку под силу преодолеть любых монстров, если сам он превращается в рыцаря, может летать и вообще большой сердцем и смелый душой. Именно этому бабуля учит маленькую внучку: не бояться, стоять на своем, давать сдачи, защищать друзей и близких, быть как она сама — рыцарем миров воображаемых и реальных.

-7

Фотограф: RODNAE, источник: pexels.com

У бабушки есть много секретов — у каких взрослых нет? И Эльсе предстоит разгадать их все. Самый первый (и по сути совсем не секрет) — жизнь конечна, поэтому жить ее надо сейчас, не откладывая на потом. Второй несекретный секрет — правила для скучных и взрослых, а ты сам решаешь, взрослый ты или нет. Бабушка Эльсы не умеет, не любит и не хочет жить по правилам, а это большой стресс для спокойного шведского общества. Что ж, тем интереснее становится эта история: кто кого — правила бабушку или бабушка правила?

«По зрелом размышлении Эльса решила, что проще сказать так: мама — это порядок, бабушка — это хаос. Эльса где-то прочитала, что хаос — сосед Бога, а мама объяснила ей, что Хаос мог переехать к Богу только по одной причине: он больше не вынес соседства с бабушкой».

Этот роман не только о шальной бабуле, но и о прощении, человеческих судьбах, дружбе и сокровищах: не бриллианты покойной тещи Кисы Воробьянинова, а кое-что намного важнее любых каменьев. Но об этом вам предстоит узнать самостоятельно.

А какие книжные плуты украли ваше читательское сердце?

Автор: Алена Миллер

#книги #приключения #авантюристы #обаятельные герои #книжные герои #что почитать #чтение #чтение книг #персонажи книг