Общение - это штука сложная и тонкая. Иногда своими вроде бы обычными фразами мы невольно обижаем людей, а потом переживаем: "Что я такого сказал? Почему человек обиделся? Я ведь не обижал его!" Трудно, очень трудно в этом разобраться. Вроде даёшь другу хороший совет, а друг недоволен. Делаешь девушке комплимент, а девушка вместо того, чтобы обрадоваться, расстраивается. Ну что плохого в фразе: "А ты, оказывается, умная!" Это же похвала чистой воды! Почему же девушка обиделась?
Это, конечно, самые примитивные примеры. В жизни всё более сложно и запутано.
Сегодня я расскажу о фразах, которые никогда нельзя произносить. Такие фразы могут сильно обидеть собеседника вплоть до того, что он будет избегать нас. Вот несколько таких фраз. Запомните их и никогда не допускайте в разговорах.
1. "Я уже это говорил!"
Человек доверчиво задаёт вопрос, и вместо ответа получает обвинение: "А я уже это говорил! Вы что, забыли?" И человеку приходится оправдываться. Он попадает в очень неприятное положение.
Дело в том, что когда человек слушает чужой монолог, особенно длинный, он не знает, что именно надо запоминать. В случае, если он хочет целенаправленно выведать какую-то информацию, он прицельно вылавливает именно её в монологе и запоминает. А если это просто разговор?
Женщина рассказывала о себе, сообщала много названий и фактов, в том числе, номер школы, в которой учатся ее дети, имена своих двоюродных братьев, рассказывала о рецептах своих любимых блюд... А потом получается конфликт. Собеседница спрашивает: "В какой кружок ходит твоя младшая дочь?" И тут же получает порцию агрессии: "Так я ведь уже говорила тебе несколько дней назад! Ты что, забыла?" А потом звучит коронная фраза: "Я не буду повторять!" Собеседница в недоумении: "Ну не будешь, так не будешь. Оно мне надо?" И в следующий раз она обойдёт эту горе-рассказчицу стороной, чтобы не было неприятностей.
Некоторые люди думают, что их дела настолько же важны для окружающих, как и для них самих. Это далеко не так. Мозг другого человека фильтрует информацию и отбрасывает то, что ненужно. Например, рецепт пирога, который этот человек не собирается готовить, или номер детского сада чужой дочери.
Но это то, что касается личных разговоров. В учебных заведениях или при прослушивании инструкции происходит то же самое, особенно если монолог затягивается. Информация новая, и сразу всё запомнить трудно. Поэтому люди задают вопросы, уточняют. Это нормально. Это лучше, чем если они будут молчать. Хорошие учителя повторяют столько раз, сколько нужно.
Лучше повторить, если человек сразу не понял. Это будет короче и культурнее, чем унижать человека, сомневаясь в его памяти и интеллекте. Повторять-то ведь всё равно придётся!
2. "Поищите в интернете!"
Ах, какой полезный совет! Собеседник сам бы никогда не догадался! Прямо сделали открытие, показав ему, где надо искать ответ на его вопрос. В интернете, оказывается!
Человек, задавший вопрос, такой ответ воспринимает как игнорирование, пренебрежение да ещё и унижение: "Что ж ты такой глупый и сам найти не можешь?"
Если человек обратился именно к нам, значит, были на то причины. Ему нужно получить информацию именно от нас. Возможно, он считает нас специалистом в этой области и хочет посоветоваться именно с нами. А мы его, получается, просто посылаем фразой: "Поищи в интернете!" Мол, некогда и неинтересно мне с тобой разговаривать!
Если без интернета никак не обойтись, то надо хотя бы указать сайты, которые могут пригодиться для решения этой проблемы. Рассказать, почему эти сайты хороши. В общем, проявить к человеку внимание, если хотите сохранить с ним хорошие отношения.
3. "Прочитайте книгу!"
Личные разговоры бывают на самые разные темы. Кто-то расскажет свою историю, другой вспомнит историю, чем-то похожую или, наоборот, противоположную этой. Бывает, человеку придёт в голову история из книги, которую он когда-то читал. В этой книге говорится как раз о том, о чём шёл разговор. Та же ситуация, те же проблемы у главных героев. И тут собеседник спрашивает: "А что же было дальше?" А рассказчик хитро улыбается: "Прочитайте книгу! Я не буду рассказывать!" Стоп! Приятная беседа с этого момента закончена.
Конечно, такой способ приучить детей к чтению хорош в школе. У нас, например, так делала учительница литературы: прочитает на уроке фрагмент из книги и остановится на самом интересном месте. Дети спрашивают: "А что же было дальше?" А учительница хитро отвечает: "Читайте! Откройте тетради и запишите фамилию автора и название произведения". С детьми этот приём работает успешно. Но в разговорах взрослых такие воспитательные меры совсем неуместны. Идёт разговор. Обсуждают ситуацию. Ответ нужен здесь и сейчас, чтобы продолжить разговор и сделать выводы. Причём тут призыв к чтению? Мало того, что обсуждение интересной ситуации сорвали таким образом, так ещё и обидели человека, отнеслись к нему, как к школьнику. Мол, не валяй дурака, а читай, развивай свой кругозор! Конечно, если человек сам заинтересовался этой книгой и попросил её название, то это одно дело. Можно ему сообщить. А если он не заинтересовался, так зачем же ему задавать задание? Разговор закончится, о чём шла речь, забудется. А осадок останется.
4. "А вы что, не знаете?!"
"Да вы что?! Неужели не знаете? Где ж вы были всё это время! Это давно уже все знают! Даже вон маленькая девочка знает! Ну вы меня и удивили! Честно, не ожидал я такого от вас! Все только об этом и говорят! И вы не слышали? Действительно?! Ну и дела! Сейчас у меня нет времени вам об этом рассказывать. Но я просто в шоке, честное слово! Вот это да! Как вы могли не знать?! Как? Неужели вам никто не сказал? Ну и люди! Я теперь спать не буду, буду думать о том, как же это они вас проигнорировали? Всем сказали, а вам нет. Представляете?"
Тут, я думаю, комментарии излишни. Тому, кто это слушает, очень неприятно. Не делайте так!
Чтобы разрядить обстановку, моя мама поёт: