Бытует мнение, что психологи... поголовно носят нарциссические черты. Что это эдакие воображалы, которые всюду лезут с утверждениями, что окружающие живут неверно - и только они, психологи, могут всех наставить на путь истинный. Даже если клиент пришел на консультацию - сейчас он получит заключение, что все делает неверно и надо срочно перестроить свою жизнь так, как скажет психолог.
К счастью, в основном это миф.
В принципе мифом можно было бы назвать и сокращенную фразу: "Психолог учит". Ибо есть только один случай, когда человек с квалификацией психолога может кого-то чему-то учить - если он преподаватель, а те, кого он учит - его студенты. Во всех остальных случаях поучать клиента психолог не имеет права. Возьмем Этический кодекс Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги - согласно этому документу, психолог (или психотерапевт) обязан в своей работе "избегать злоупотреблений и нарушений, касающихся юридических и гражданских прав клиентов". Что есть непрошенное "обучение жить", оно же чтение нотаций и морали? Прямое нарушение гражданских прав оппонента на неприкосновенность частной жизни, то есть нарушение личных границ оппонента.
Здесь же оговорюсь: когда в ходе консультации выясняется, что клиент мыслит и действует, исходя из ложных убеждений (стереотипов, шаблонов, которые давно устарели - или в принципе неверны и современностью опровергнуты), психолог когнитивно-поведенческой направленности показывает клиенту, почему его исходные убеждения неверны, где они "не проходят проверку логикой" и как их возможно переформулировать, чтобы не уйти в дебри алогичности дальше.
Для справки: когнитивно-бихевиоральное (когнитивно-поведенческое) направление в психологии стоит на том, что поведение человека основано на определенных умозаключениях. Эти умозаключения могут быть логически обоснованы или нет. Логически неверные умозаключения могут вести к поведению, которое будет создавать человеку проблемы. Цель психолога-консультанта - помочь клиенту найти ошибку в исходных убеждениях и исправить ее, изменив эти убеждения.
Возьмем пример, который уже разбирали - про созависимость. Именно о психологах когнитивно-поведенческой модели коллеги нередко говорят - "вот они-то как раз могут учить". Но все равно, даже если в беседе с клиентом присутствует элемент научения - он должен проводиться деликатно, с уважением к достоинству клиента и его личным границам.
Но я сказала, что то, что психолог учит жить - это "в основном" миф. Потому что, как говорила одна моя преподавательница (вела у нас трудовое право еще во время получения мной базового, юридического образования), "кодексы - это одно, а жизненный беспредел - совсем другое". Сплошь и рядом мы видим психологов, которые ведут себя примерно так, как описано в статье про психологическую адаптацию - в самом конце, где приводится монолог психолога, адресованный истероидному бухгалтеру, испытывающему проблемы в отношениях с коллегами. К такой же модели относится и поведение Сусанны в фильме "Самая обаятельная и привлекательная", когда она наставляет подругу, как той быстрее выйти замуж (видео можно посмотреть на моем Ютуб-канале).
Таких психологов в среде коллег именуют авторитарными, или директивными. Согласитесь, модель поведения такого психолога похожа на модель поведения школьного учителя. По большому счету, такие психологи своим стилем работы выходят за рамки профессиональной этики и даже могут причинить вред клиенту, ретравматизировав его. Но, увы, спрос на таких психологов существует, а закона, который обязал бы каждого психолога вступить в профессиональную ассоциацию и строго следовать нормам этики, принятым в этой ассоциации, у нас нет. Поэтому, к сожалению, авторитарные психологи продолжают вести практику.