Найти в Дзене

Новые «комиссии» и Федеральный Реестр Выгодоприобретателей.

В письме от 02.12.2021 № ЕА-4-15/16838 ФНС России еще раз напомнила, что комиссии по вопросам легализации налоговой базы отменены, но вызовы на этом не остановились. Все чаще последнее время налогоплательщики стали получать уведомления с вызовами в свои инспекции на Заседания Рабочей группы для дачи пояснений по вопросам правильности исчисления НДС и взаимоотношениям с поставщиками. На данных Рабочих группах сильно пытливым рассказывают о том, что они попали в некий Федеральный Реестр Выгодоприобретателей (ФРВ) и теперь ими плотно занимаются несколько отделов – отделы риск анализа и отраслевого контроля, контрольно-аналитический отдел, выездной отдел. Причина включения в ФРВ – ранее установленные факты взаимодействия с техническими компаниями. Простыми словами, ранее проводились мероприятия налогового контроля (ВНП или КНП), в ходе которых установлены факты получения необоснованной налоговой выгоды с использованием сомнительных организаций. При этом, как показывает практика, для попада

В письме от 02.12.2021 № ЕА-4-15/16838 ФНС России еще раз напомнила, что комиссии по вопросам легализации налоговой базы отменены, но вызовы на этом не остановились.

Все чаще последнее время налогоплательщики стали получать уведомления с вызовами в свои инспекции на Заседания Рабочей группы для дачи пояснений по вопросам правильности исчисления НДС и взаимоотношениям с поставщиками.

На данных Рабочих группах сильно пытливым рассказывают о том, что они попали в некий Федеральный Реестр Выгодоприобретателей (ФРВ) и теперь ими плотно занимаются несколько отделов – отделы риск анализа и отраслевого контроля, контрольно-аналитический отдел, выездной отдел. Причина включения в ФРВ – ранее установленные факты взаимодействия с техническими компаниями. Простыми словами, ранее проводились мероприятия налогового контроля (ВНП или КНП), в ходе которых установлены факты получения необоснованной налоговой выгоды с использованием сомнительных организаций. При этом, как показывает практика, для попадания в ФРВ не обязательно наличие вступившего в силу решения по результатам проверки. И все, теперь выявление операций, которые порождают у налоговых органов сомнения, станут причиной для обязательной тщательной проверки, при том, что чаще всего причиной этого являются сугубо формальные обстоятельства.

К таким обстоятельствам можно отнести:

· Контрагент имеет признаки технической компании (минимальная стоимость активов, высокий удельный вес вычетов, численность сотрудников менее 3 человек, расходы максимально приближены к доходам и т.д.);

· Налоговый орган не усматривает у контрагента источника закупки реализуемого вам товара;

· Контрагент был замечен в связях с техническими компаниями;

· Контрагент не отвечает на требования, не является на допросы/вызовы.

Стоит отметить, что отбиться от этих претензий не проще, чем в рамках оспаривания результатов ВНП. А от Инспекторов исходит стандартный набор пугалок, побуждений и угроза открытия ВНП. Для того, чтобы этого избежать, предлагается исключить из состава налоговых вычетов те, которые приходятся на указанных контрагентов, и уплатить в бюджет НДС и прибыль. А дальше сидеть и ждать следующих вызовов.

На текущий момент получить ответ на вопрос, а что нужно сделать, чтобы исключить себя из ФРВ, не удалось. Пока получается, что, попав в данный реестр, налогоплательщик становится объектом пристального, постоянного, да и еще заведомо обвинительного внимания.

Уже сейчас понятно, что, однозначно ФРВ станет новой головной болью для бизнеса, поэтому необходимо заранее начать готовиться к потенциальным претензиям.

Необходимо выстроить в организации четкую регламентированную систему сбора данных по коммерческой осмотрительности. Необходимо не только ограничиваться сбором пакета документов, подтверждающего правоспособность контрагента, но и уделить внимание документированию процессов поиска и выбора контрагентов, процесса подписания договора и т.д. Необходимо осуществлять сбор и хранение документов и информации, подтверждающей факты реальности взаимодействия и исполнения договорных обязательств (деловая переписка, сканы журналов выдачи пропусков, фото и видео фиксация въезда автомобилей контрагентов и т.д.). А для того, чтобы система по сбору работала, необходимо сформировать соответствующие приказы/регламенты/инструкции, в которых будут прямо определены ответственные лица, порядок сбора и взаимодействия, частота и объем получения информации, а также порядок систематизации полученных документов (информации) и сроки хранения. Тогда по итогу проделанной работы, организация помимо первичных документов будет иметь на руках «портфолио» по контрагенту, которое если не исключит полностью риск возникновения претензий, но позволит с минимальными затратами осуществить процедуру защиты.

Да, бизнес в 2022 году однозначно хочет минимизировать данные процедуры, исключить бумажную волокиту и сократить затраты дополнительных ресурсов. Но в текущих реалиях практический аспект показывает, что лучше единожды затратить ресурсы и время на выстраивание правильной внутренней системы контроля, чем потратить их в разы больше на оспаривание претензий налоговой.

Отдельно хочется предостеречь от халатного подхода к результатам Рабочей Группы. По ее итогам, исходя из практики, отражается далеко не весь периметр риска, который видит налоговый орган. Поэтому построение защиты сугубо за счет позиции, согласно которой бизнес не обязан всесторонне проверять своего контрагента, собирать кучу документов, а также на бездокументальном подтверждении (сугубо на словах) реальности взаимодействия с контрагентом, либо в принципе занятие позиции «у меня все хорошо, я не должен ничего доказывать, мне ничего не будет», попросту приведет к ВНП с колоссальными доначислениями и дополнительной головной боли.