Так уж вышло что с популяризацией праздника "Дня Народного Единства" представление о Смутном Времени стало совсем уж однобоким причем уже, пожалуй, на государственном уровне.
Победа Нижегородского ополчения представляется как окончательная победа, воссоединение утерянных после Смуты земель и т.д. и т.п. Ничуть не умаляя подвига народа - в разоренной мародерами стране нашлись, к счастью, и деньги, и служилые люди, чтобы выйти из кризиса, но все же тот же Смоленск вернули очень и очень нескоро.
А кто из моих читателей знает, что в это время было на северо-западе? Шведы не сидели, как мыши под метлой, а действовали. Несмотря на то, что в битве при Клушине они отчаянно сражались с поляками, но с приходом на земли Московии толстой северной лисички они все же решили что-то урвать и для себя.
Не ищите тут лицемерия - поляков они не любили еще больше и по некоторым свидетельствам тоже помогали освобождать Москву. Просто они не хотели, чтобы ослабевшие земли достались их более "заклятым" врагам.
Таким образом, они уже в 1611 году осадили Новгород, а несколько лет спустя, предполагая, что "московитам" не до них, замахнулись еще и на Псков, и это могло выгореть.
Впрочем, Новгород, так Новгород: осада длилась с 8 по 17 июля 1611 года. Защитников было около двух тысяч -стрельцов, татар, казаков и дворян, командовал ими Иван Одоевский. Делагарди противопоставил этому сильное наемное войско, порядка 4 тысяч.
Было предпринято два штурма т.н. Окольного города, 12 и 16 июля, и второй увенчался успехом. Как только в город вошла кавалерия, отряды Бутурлина, присланные на помощь, быстренько отошли в сторону Ярославля, а оставшиеся защитники заперлись в Новгородском детинце. Всюду бушевали пожары.
Делать было нечего, Новгород подчинился. На бумаге все было гладко, Новгород стал, почти как в былые времена, "вольным" городом, "Великим Княжеством" в составе Шведской Империи, как ее тогда называли.
... Это была самая настоящая оккупация, и она еще больше ударила по городу. Голландский дипломат говорит о самых настоящих развалинах, о людях, умерших от истощения и болезней. Двадцатитысячное население сократилось к концу оккупации в несколько раз. Любопытно, что при этом все местные органы, в том числе и сам Одоевский, исправно работали!
О том, что происходило в то время, нам помогает узнать множество "челобитных" - горожане жалуются на грубое обращение гарнизона, крестьяне на постоянные "реквизиции" лошадей и телег, частенько последних.
Были часты случаи кабалы крестьян - получаешь ссуду, обязуешься вернуть ее местным властям, но не можешь, так как тебе, как закабаленному, не платили ни гроша! Такое вот немного усложненное рабство.
Это, конечно, придумали не шведы - делопроизводство велось по принятым в Новгороде законам, тому имеются записи, старательно в те времена составленные и оттого уникальные. Но присутствие шведов, конечно, ситуацию усугубляло.
Если интересно, то можете и вовсе изучить информацию о сохранившихся записях "Новгородского оккупационного архива". 141 книга и более трехсот свитков, ныне хранящихся в Стокгольме - ссуды, кабальные документы, челобитные и судебные дела.