В 1965-м году на Виргинских островах проходил финансируемый НАСА эксперимент, цель которого заключалась в том, чтобы научить дельфинов говорить по-английски. Учителями трех млекопитающих были ученый Джон Лили и его ассистентка, 23-летняя Маргарет Хоу Ловатт.
Джон Лилли был нейробиологом, а также эксцентричной личностью. Его квазинаучно-фантастическая книга 1961 года "Человек и дельфин" выдвинула теорию о том, что дельфины хотели (и, вероятно, могли) общаться с людьми. Труды Джона вызвали научный интерес к межвидовому общению, что привело в движение эксперимент, который прошел немного… не так как задумывалось.
Попытка Связать Дельфинов И Людей
Астроном Фрэнк Дрейк возглавлял телескоп Грин-Бэнк Национальной радиоастрономической обсерватории в Западной Вирджинии. Он возглавлял проект "Озма", поиск внеземной жизни с помощью радиоволн, излучаемых с других планет.
Прочитав книгу "Человек и дельфин", Фрэнк увидел параллель между своей собственной работой и работой Джона. Фрэнк помог ему получить финансирование от НАСА и других государственных структур, чтобы реализовать идею: коммуникационный мост между человеком и дельфином.
Затем Джон построил лабораторию с рабочим местом на верхнем уровне и вольером для дельфинов на нижнем. Спрятанное на живописном берегу Карибского моря алебастровое здание он назвал Дельфин-Пойнт.
Когда 23-летняя местная жительница Маргарет Хоу Ловатт узнала о лаборатории, она поехала туда из чистого любопытства. Она с нежностью вспоминала истории из своей юности, где говорящие животные были одними из ее любимых персонажей. Она надеялась каким-то образом стать свидетелем прорыва, который позволил бы этим историям стать реальностью.
Прибыв в лабораторию, Маргарет столкнулась с директором лаборатории Грегори Бейтсоном, известным антропологом в научных кругах. Когда он поинтересовался причиной ее визита, она ответила: “Ну, я слышала, что у вас есть дельфины... и я решила прийти и посмотреть. Могу ли я что-нибудь сделать, помочь в изучении дельфинов?”.
Он позволил ей понаблюдать за дельфинами. Возможно, желая заставить ее почувствовать себя полезной, он сказал ей делать заметки, наблюдая за ними. И Грегори Бейтсон и Джон Лилли чувствовали ее смышленость и интуитивность, и несмотря на отсутствие подготовки, предложили работу ассистентки в лаборатории.
Маргарет становится "исследователем" дельфинов
Вскоре преданность Маргарет Хоу Ловатт к проекту усилилась. Она усердно работала с дельфинами, которых звали Памела, Сисси и Питер. На ежедневных уроках она учила их издавать звуки, похожие на человеческие. Но этот процесс становился утомительным, и мало что указывало на прогресс.
Маргарет не нравилось уходить по вечерам ощущая, что впереди еще много не законченной работы. Поэтому она убедила Джона позволить ей жить в лаборатории, сделав гидроизоляцию верхних комнат и затопив их на пару футов водой. Таким образом, человек и дельфин могли бы занимать одно и то же пространство.
Маграрет выбрала Питера, 6 летнего дельфина подростка, для обновленного языкового эксперимента. Они сосуществовали в лаборатории шесть дней в неделю, а на седьмой день Питер проводил время в вольере с Памелой и Сисси.
“Когда нам нечего было делать, мы делали больше всего … он очень, очень интересовался моей анатомией. Если я сидела, опустив ноги в воду, он подплывал ко мне и долго смотрел на заднюю часть моего колена. Он хотел знать, как эта штука работает, и я была так очарована этим”
Очарована, наверное, не самое подходящее слово, которым можно описать, что почувствовала Маргарет, когда Питер, дельфин-подросток с определенными наклонностями, стал немного более... возбужденным. Она рассказывала интервьюерам, что он “терся о мое колено, ногу или руку”.
Однажды Маргарет решила удовлетворить сексуальные позывы дельфина вручную. “Просто так было проще всего, позволить этому случиться... как зуд, от которого легче было избавиться, и мы закончили бы и двигались дальше”.
Маргарет настаивает: “С моей стороны в этом не было ничего сексуального... возможно, только чувственное. Мне показалось, что это сделало нашу связь более тесной. Не из-за сексуальной активности, а из-за отсутствия необходимости постоянно ломаться. И это действительно все, что было. Я просто хотела познакомиться с Питером поближе. И это было частью Питера”.
Тем временем любопытство Фрэнка Дрейка к успехам эксперимента росло. Он послал одного из своих коллег, проверить, что происходит в Долфин-Пойнт. Дрейк был разочарован результатами эксперимента; он ожидал большего прогресса в расшифровке языка дельфинов. Вероятно, это было началом конца финансирования Джона Лилли и его команды. Тем не менее привязанность Маргарет к Питеру росла, даже когда проект пошел на убыль.
Но к 1966 году Джон был более очарован изменяющей сознание силой ЛСД, чем дельфинами. Лилли познакомился с наркотиком на голливудской вечеринке Айвена Торса, продюсера фильма "Флиппер". ”Я видел, как Джон превратился из ученого в белом халате в настоящего хиппи", - вспоминал один из друзей Джона.
Джон принадлежал к эксклюзивной группе ученых, получивших лицензию правительства на исследование воздействия ЛСД. Он дал дозу и себе, и дельфинам в лаборатории (кроме Питера, по настоянию Маргарет). К счастью, препарат, по-видимому, практически не действовал на дельфинов. Однако такое бесцеремонное отношение Джона к безопасности дельфинов оттолкнуло директора лаборатории Грегори Бейтсона и положило конец финансированию лаборатории.
Так закончился жизненный опыт Маргарет Хоу Ловатт с дельфином. “Эти отношения, связанные с необходимостью быть вместе, превратились в настоящее наслаждение. Быть вместе, и желание быть вместе, и скучать по нему, когда его не было рядом”, - размышляет она. Маргарет противилась отъезду дельфинов в тесную лабораторию Джона в Майами, где было мало солнечного света, но ничего не могла сделать с этим.
Несколько недель спустя ужасные новости дошли до нее: “Джон сам позвонил мне, чтобы сообщить об этом”, - отмечает Маргарет. “Он сказал, что Питер покончил жизнь самоубийством”.
Рик О'Барри из проекта "Дельфин" и друг Джона подтверждает использование термина "самоубийство". “Дельфины не дышат воздухом автоматически, как люди… каждый вдох для них - это сознательное усилие. Если жизнь становится слишком невыносимой, дельфины просто делают последний вдох и опускаются на дно”.
Убитый горем Питер не понимал этого расставания. Горе от потери отношений было слишком сильным для него. Маргарет была опечалена, но в конечном счете испытывала облегчение от того, что Питеру не нужно было терпеть жизнь в маленькой закрытой лаборатории Майами. “Он не собирался быть несчастным, он просто ушел. И это было нормально”.
Маргарет осталась в Сент-Томасе после неудачного эксперимента. Она вышла замуж за фотографа, который работал с ней над проектом. Вместе у них родились три дочери, и они превратили заброшенную лабораторию Дельфин-Пойнт в свой дом.
Маргарет Хоу Ловатт не говорила публично об этом эксперименте почти 50 лет. Однако в 2014 году она дала интервью Кристоферу Райли для его документального фильма о проекте, метко названного "Девушка, которая разговаривала с дельфинами".
Поделитесь своим мнением в комментариях, что вы думаете об этой истории?
Если Вам понравилась статья, поставьте лайк и подпишитесь на наш блог.