Найти тему
Форпост - Новости

Конец евро-эпохи «Бензин ваш – идеи наши»

Кадр из многосерийного мультфильма "Приключения капитана Врунгеля", реж. Давид Черкасский, 1980 год
Кадр из многосерийного мультфильма "Приключения капитана Врунгеля", реж. Давид Черкасский, 1980 год

На протяжении вот более чем двух веков взаимоотношения Запада с Россией выстраивались в рамках почти бендеровской формулы « Наши технологии – ваши ресурсы».

Петр Алексеевич посылал недорослей за границу, парадигма развития, несмотря на отдельные издевки над методами обучения, со временем трансформировалась в появление Ломоносова. При этнической немке Екатерине Великой в страну хлынул поток инженеров с бедных германских земель, трансформировался даже язык – шахта и штрек слова далеко не русские.

Конечно, у формулы были издержки. Владимир Ленин, взяв за основу идеи Маркса, и прикрепив к ним механизм Великой французской революции, расширил понятие «ресурсы» с минерально-сырьевого комплекса до человеческого капитала, но мало ли стран в свое время переболело политическими экспериментами. Главное, как ни крути, экономика. Сорок лет назад в результате реализации стратегии Брандта-Брежнева «Газ в обмен на трубы», Германия, получив опору на энергетический фундамент, на всех парах рванула к бренду «локомотив Европы».

Чтобы затем заехать в тупик? Ради чего? Цинизм Гитлера имел цель. Солдаты группы Центр шли по Украине за хлебом и углем. В той же Польше, первое, что они сделали в Кракове – вывели во двор Краковской горной академии всех профессоров и расстреляли. Монополия на разработки в Силезии должна была принадлежать рейху. Сегодня послам Незалежной канцлера уже можно называть «ливерной колбасой», а Польская республика кидает ФРГ с реверсным газом. Результат, однако…

Принц датский Гамлет удивлялся модели «актерского» поведения еще 400 лет назад словами «Что он Гекубе, что ему Гекуба? А он рыдает…». Ситуация абсолютно шиллеровская – в стиле «Штурм унд дранке» (Буря и натиск - движение в истории немецкой литературы 1767—1785 годов, связанное с отказом от культа разума, свойственного классицизму эпохи Просвещения, в пользу не стеснённого правилами творчества, предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма).

Второе название тогдашнего помешательства нации - Эпоха героев. Романтические сказки отодвинули рождение Германской империи на сто лет, и слава ее основателя в результате принадлежит Бисмарку, а не Фридриху второму. В общем – «Ресурсы, по-прежнему, ваши, а наши технологии фигвам». И искреннее удивление, а чего это газ не идет.

Что касается России, то и здесь удобная еще вчера формула меняется на «Наши ресурсы – наши технологии». Из детских книжек известно, что «…как вы яхту назовете, так она и поплывет». «В приключениях капитана Врунгеля», если кто забыл, отвалились две буквы, и Победа превратилась в беду. Но вместо Дмитрия Рогозина капитаном импортозамещения назначается Денис Мантуров и тут же выясняется, что чипы можно делать не только на Тайване, а производство инертных газов вполне по силам вузовской науке. Это, конечно, не результат, но тенденция.

Бессмысленно перечислять наши запасы нефти и газа, угля и железа, никеля и меди, редкоземельных металлов. Очевидно, что при добавлении к ним цепочек прибавочной стоимости, то есть проще – переработки, стране вполне по силам стать «евразийским тигром». Безусловно, при дебелости командиров либеральной экономики, напоминающей поведение олигархата позднего Рима, когда не надо ничего создавать - купим на сырье, время работает против России. В технологической гонке мы пока аутсайдеры. Только вот не помните, о какой стране говорил Черчилль, как о феномене короткого пути от сохи до ядерной бомбы?