Найти тему
Анатолий Ф. Туров

ВЫЗОВ НА КОВЁР.

И.В. Сталин, И.В. Курчатов, Л.П. Берия, М.В. Келдыш, В.П. Мишин, С.П. Королёв
И.В. Сталин, И.В. Курчатов, Л.П. Берия, М.В. Келдыш, В.П. Мишин, С.П. Королёв

Автор, под именем «Записки патриота», в одной из своих последних статей утверждает, что «в нашей стране полностью уничтожили науку». Приводит убедительные цифры, факты:

«В 1990 году РСФСР занимал первое место в мире по числу учёных, но с тех пор их количество снизилось с 992 тысяч до 348 тысяч, то есть, на 65%!»

«С 2012 года в 5 раз (с 14 до 70 тысяч человек) увеличилось количество учёных и высококвалифицированных специалистов, уезжающих из России. За последние три года число учёных в стране сократилось на 30 тысяч».

Весь негатив справедлив. Тоже хочу от ярости скрежетать зубами! Я в теме. Я солидарен с автором. Но... давайте (без паники, хотя я - в ужасе!) осмыслим возможные пути реанимации российской науки.

«Есть два типа людей. Одни катят мир, а другие бегут рядом и кричат: Боже, куда катится этот мир?!» (Жюль Ренар).

Нам известны эти два типа людей. Их полно и в нашем правительстве. Известны и два пути реанимации науки. Первый, самый простой - завалить науку большими деньгами. Сработает. Примеры: США и ВПК России. Второй путь – суетливый, но весьма результативен. И обходится малой кровью, без огромных денежных вливаний. Это – отделение зёрен от плевел. Обсудим ниже.

США. За счёт чего там сильна наука?

Я, волею судеб, был знаком с сотрудниками и делами в Хуверовском университете, Сан-Франциском, в Берклейском, в Селиконовой Долине. Эти учреждения жируют. Прекрасные помещения, современное оборудование, достойная зарплата. Легко работается в американской научной лаборатории. Для них нет проблемы финансирования научных изысканий. Лаборатории завалены современной исследовательской аппаратурой, новейшими методиками. Проблема для американской науки одна – поиск «мозгов». Их кузница научных кадров всегда была слабее российской. Поэтому, ловцы «мозгов» рыскают по миру, вывозят добычу из разных стран. И из России. По сей день. То есть, секрет успеха США в науке:

1. Не жалеют денег на науку.

2. Заманивают к себе учёных со всего мира.

Всё просто, примитивно. Суп из топора варить не умеют.

Но это – США. А мы в России. И хотим жить и работать в своей стране. Так наша душа устроена. В России нет больших денег на развитие науки. (Или есть, но… не дают). Печально. Но именно у нас есть классные «мозги». И до "Перестройки" было замечательное образование. С царских времён. Мы умеем варить суп из топора! И один мужик у нас двух генералов может прокормить. И всю армию. (Читай «рецепт» от Салтыкова-Щедрина). И это радует. Генотип наш ярок и неистребим. Вспомним великих русских учёных и инженеров, рождённых в России, которых американцы в США считают отцами многих американских изобретений:

Зворыкин Владимир Козьмич – русский отец американского телевидения. В 1940-х годах осуществил вместе с Дж. Хиллиером разработку сканирующего электронного микроскопа. В годы второй мировой войны занимался разработкой приборов ночного видения и авиабомб с телевизионной наводкой.

Ипатьев Владимир Николаевич – русский отец американской нефтехимии. Американские коллеги поставили его в один ряд с Ломоносовым и Менделеевым. А Генри Форд называл Владимира Николаевича одним из основоположников современного образа жизни США.

Кистяковский Георгий Богданович – русский отец (один из создателей) первой атомной бомбы, работал с Оппенгеймером, научный советник президента Дуайта Эйзенхауэра.

Леонтьев Василий Васильевич - русский отец американского экономического чуда. В Соединенных Штатах его называли "апостолом планирования".

Понятов Александр Матвеевич – русский отец американского видеомагнитофона, электроинженер, внедривший ряд инноваций в области магнитной звуко- и видеозаписи, телерадиовещания. Под его руководством компания Ampex, созданная им в 1944 году, выпустила первый коммерческий видеомагнитофон.

Сикорский Игорь Иванович – русский отец американского авиастроения. Авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь», тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолета «Илья Муромец», трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта одновинтовой схемы.

Вывод: Россия – гора самоцветов. Самородки повсюду. По всему миру. И такие самородки у нас в стране должны быть обнаружены как можно раньше. Сначала - школьным учителем. Необходим ранний отбор детей по способностям. После четвёртого класса нужно осторожно, деликатно, но чётко разделить школьников на гуманитариев, естественников, технарей. (Хотя бы в голове учителя.) Дать каждому «своё». У каждого в генетической программе заложены склонности к определённому поведению, к точным наукам, или к естественным, или к гуманитарным дисциплинам. И если одна из способностей ребёнка проявляет себя значительно выше среднего уровня, то такого школьника необходимо срочно перевести в специализированную школу.

Знаем. Не все живём в Москве. Не везде есть специализированные школы. Но и в обычной школе после четвёртого года обучения можно формировать классы, исходя из способностей детей. Это дополнительная нагрузка на учителей, руководство школы. Но, дети – не стадо. Не надо их гнать в один загон. Хотите иметь будущих учёных, мыслителей российских – выбирайте из массы детей, способных к науке. Если у ребёнка нет музыкального слуха, глупо учить его игре на скрипке. Спортивный тренер вначале выбирает из «толпы» перспективных спортсменов в конкретном виде спорта и, лишь отобранных, упорно готовит для полёта к звёздам. Тутберидзе, Виннер, Колесниченко. И музыканты ездят по сёлам и уездным городам и выискивают там одарённых к музыке детей, везут их в Москву, в музыкальные школы, в Консерваторию и знают – результат будет! С наукой то же самое. Предварительный отбор. Собирание в группы, в классы по способностям. Хочешь поднять научный потенциал в стране – начинай с детей, со школы.

Афина Паллада. Богиня мудрости, знаний, искусств. (Наш человек!).
Афина Паллада. Богиня мудрости, знаний, искусств. (Наш человек!).

Следующий шаг реанимации науки – формирование необходимых информационных потоков для школьников, студентов, возрождение печатной и телевизионной научной пропаганды, популяризации науки и техники в печати, на ТВ, в интернете. Это дело у нас загублено. Реанимация Общества «Знание» - здорово! Знаю ему цену. (Работал Зам. Главного редактора Издательства «Знание»). Мозг ребёнка требует чистых информационных звуков. «Эффект ботинка», первого впечатления – всегда работает.

Вуз. В его ладонях выращивается будущий учёный. Либерализмом, студенческой вольностью даже пахнуть не должно в вузе. Всё должно быть как в армии – жёсткая дисциплина обучения, перегрузка на занятиях, лекциях, лабораторных работах. Когда в 1958 году я стал студентом МГУ, декан факультета – замечательный Рябов – собрал нас в актовом зале и сказал: «Сейчас я вам зачитаю список дисциплин, занятий, который вы должны освоить за первые полгода. Вам покажется, что он перегружен, не реален в исполнении. Да, это так. Не реален! Но... вы его осилите. Вариантов нет! И со всей университетской нагрузкой справитесь!». И мы справлялись. И сдавали в каждую сессию по 13 и более зачётов и экзаменов. И нельзя было пропускать лекции, семинары, лабораторные занятия. И поэтому все выпускники нашей группы в первые четыре года после окончания МГУ, защитили кандидатские диссертации. ВСЕ! Мы были правильно и хорошо образованы! Мотивированы! А позже, большинство защитило и докторские. Это было само собой разумеющимся делом. Мы были сильнее всех! А сейчас я узнал, что для студентов моей бывшей кафедры не обязательно посещение лекций?! НЕ-ПО-НИ-МА-Ю! Либеральный бред! Вредительство! Недоучек готовим в науку?!

В пятидесятых годах прошлого века в науке было некое модельное представление о «Чёрном ящике». Эшби, один из создателей новой науки Кибернетики, был гостем лаборатории моего научного руководителя А.В. Напалкова. По книге Эшби (в соавторстве с Норбертом Винером) мы постигали методы изучения «чёрного ящика» - головного мозга человека и животных. Устройство «нутра» чёрного ящика неизвестно, но у него есть вход и выход. Подавая разную информацию на вход и, анализируя информацию на выходе, можно понять, как работает мозг. Так вот, если ты на вход подаёшь информационный мусор, то «конфетка» на выходе не возникнет. Чтобы из ребёнка вырастить русского учёного, нужно на «вход» подавать выверенные, структурированные академические знания, орошённые российской нравственностью и духовностью. Культурой! В этом суть, сила российского школьного и вузовского образования, которая и создаёт будущих учёных. Ибо, поведение человека можно программировать. С закрытыми глазами, без навигатора - тропу не одолеешь. Программирование – это чертёж, схема, дисциплина поведения. Навигатор, наконец. Пропускная способность информационного входа школьника, студента весьма конкретна, ограничена. Вход нужно жёстко контролировать. Хочешь надеть кепку, не рассказывай о том, как завязывать в это же время шнурки на кедах. Хочешь создать плеяду талантливых учёных, контролируй при обучении информацию на входе «чёрного ящика».

И ещё. Каждая страна, каждая культура – весьма конкретный генотип. Нельзя создать единую, интернациональную кузницу научных кадров. Блеф! Специфика национальных характеров, интеллекта не терпит шаблонов в этой кузнице. Мы отличаемся друг от друга не только разрезом глаз, цветом волос, темпераментом, цветом кожи. Мы, русские, например, отличаемся от других генотипов программой, заложенной Небом в наши мозги. Русский мозг, интеллект – трудно описуем, но весьма конкретен. Не лучше и не хуже, скажем, американского. Но, не-срав-ним! Помните?: «Что русскому хорошо, то немцу – смерть!» И не только немцу, но и французу, итальянцу, англичанину и другим. Потому, российскую кузницу научных кадров нужно создавать свою, оригинальную, национальную, под конкретного россиянина с его характером, со всеми его плюсами и минусами с точки зрения стороннего наблюдателя. Можно и нужно изучать успехи, специфику немецкой науки, американской, китайской. Нужно! Но, подглядывая в щели забора за соседом, следует не подражать ему, а конкурировать, дерзко размахивая кричащим лозунгом: «Никто не умнее нас, русских!» И в этом крике – истинная правда.

Патриотизм и российская одержимость – наша сила. А ещё у нас, у оптимистов, есть сладкая легенда о мудром руководителе страны. Эдакая сказка. Но мы верим в эту сказку! В истории России были гениальные люди у руля. Это, в частности, - Пётр 1 и Сталин. И у Петра 1, и у Сталина – активная, осмысленная, мудрая стратегия развития науки и техники, плюс, увы, либералы, - жёсткая дисциплина, контроль, "вызов на ковёр"! Эти два вождя передают заповедь следующему рулевому: талантливых учёных, стратегов развития науки, вождь должен знать лично, встречаться с ними не на показушных мероприятиях в Кремле, а в «домашней» атмосфере, вести с ними без камер и соглядатаев задушевные беседы , обласкивать их вниманием, выслушивать (потом, поразмыслив, «Чапай» сам создаст план наступления на врага). И нужно разумно платить, давать деньги на конкретные проекты, исследования. Но, при этом, строго, весьма строго спрашивать о результатах их работы. А учёные России должны знать, что у них есть «Отец», мудрый вождь. (Мы же - наивные "язычники"!) Таким был "Отец народов" - Сталин. Путин – продолжатель.

-3

Мощь армии - в профессиональной грамотности и строгой дисциплине, в должном финансировании. Наука - наша вторая армия. Наука - божество всех начинаний, дверей, входов и выходов. Двуликий Янус. Ему мы должны поклоняться. К школе, вузу нужно относиться как к армии. И там, и там – наши дети. Наше настоящее и будущее. Экономить на образовании нельзя. Проиграем. Ибо в школе, вузе рождаются Суворовы и Ломоносовы! Нельзя их держать на голодном пайке. Нужно отдать Кесарю кесарево! Примем это за истину - и придёт к нам счастье. Вместо научного тверка!

Рисунок Джеймса Тиссо "Кесарю кесарево»
Рисунок Джеймса Тиссо "Кесарю кесарево»