Найти тему
Мотобол

Мотобольный тупик. 2022 год.

«Комета» – победитель первых Всесоюзных соревнований по мотоболу.

Данная статья не является информационным или обзорным материалом, это печальный вывод ветеранов знаменитой элистинской мотобольной команды «Комета» - «Автомобилист», о критической ситуации сложившейся в нашем виде спорта. А также это определенный ликбез для специалистов, болельщиков и людей, неравнодушных к мотоболу, попавшего в мертвую зону своего развития, который еще можно спасти от полной деградации и развала.

Прошел год. Наступил новый спортивный сезон 2022 года. В российском мотоболе, кроме возвращения в чемпионат России команды «Кировец» из станицы Полтавской (Красноармейской) Краснодарского края, изменений не произошло. В чемпионате было шесть команд, а теперь стало семь.

Многие в спортивном мире нашей страны задаются вопросом, в чем причины падения популярности, всеми любимого вида спорта и почему кривая его развития, после средины восьмидесятых годов, все время движется вниз. Анализируя игры первых матчей чемпионата России этого года, понимаешь, что улучшения в развитии коллективной командной игры в нашем виде спорта, ждать не стоит. Ни что не изменилось в сложившейся годами ситуации, все составляющие вида спорта остались на прежних позициях, мышление людей определяющих развитие вида спорта и стратегию игр, осталось прежним. Надо с болью признать, что при внешней привлекательности мотобола, сильных и надежных современных мотоциклах, физически подготовленных спортсменах, правильной и красивой экипировки, сама игра стала, сугубо индивидуальной, и потеряла былой интерес у большинства любителей спорта. Даже при наличии определенной игровой оригинальности, современный мотобол назвать игрой можно с большой натяжкой, его коллективная скоростная игра как главный показатель популярности мотобола, пропала. Посещаемость болельщиками матчей снизилась в разы.

Попробуем разобраться, почему болельщик перестал массово посещать мотобольные арены, в чем причина, и кто остался на трибунах. Болельщики мотобола подразделяются на определенные группы по интересам, который и приводит их на стадион. Любители спорта, посещающие современные мотобольные матчи, в основном болеют за своих, не зависимо от качества игры. Примером может служить хорошая посещаемость ипатовских и кирпильских любителей мотобола, которая в какой – то мере зависит от достойных игровых результатов своих команд. Но результаты команды не всегда является основным показателем наполняемости стадиона. Как пример, это посещаемость арены видновской команды «Металлург». Опытный подмосковный болельщик, знакомый с качественными играми олимпийских видов спорта, на слабую мотобольную игру не пойдет, она его не заводит, а ведь «Металлург» лучшая команда страны. Определенную группу болельщиков мотобола составляют любители «экзотики», это в основном гости мотобольных центров. Но самая главная категория болельщиков – это болельщики со стажем, так сказать мотобольные гурманы, болеющие за красивую коллективную игру. Эта категория резко сократила свои походы на мотобольные стадионы, ей стал не интересен современный индивидуальный мотобол (как они его с юмором стали называть, «фигурное вождение мяча»).

-2

«Комета» – первый чемпион СССР по мотоболу. Элиста, стадион «Спартак». 1965 г.

-3

«Комета» – чемпион СССР 1971 г.

-4

Мотодром Элиста. «Комета» 1975 г.

Развитие игры в нашей стране проходило быстрыми темпами, поступательно и в правильном направлении (первое соревнование, розыгрыш кубка журнала «За рулем» 1963года). К средине семидесятых годов в стране насчитывалось до двухсот команд. Была выстроена стройная система проведения соревнований. В низовых структурах проводились чемпионаты республик и областей. Следующей ступенью соревнований были чемпионаты союзных республик. В РСФСР, чемпионат разыгрывался по зонам с выходом в финал. Затем две лучшие команды отправлялись в чемпионат СССР класса «Б», где выступали лучшие команды союзных республик. Две лучшие команды этого чемпионата выходили в основной чемпионат СССР класса «А», где принимало участие десять лучших команд страны, которые в два круга и разыгрывали золотые чемпионские медали. Спортивные арены ломились от желающих посмотреть футбол на мотоциклах. Воспитался и стал опытным свой мотобольный болельщик. В процессе развития вида спорта был наработан богатый опыт командных тактических приемов, игровых схем и разнообразных игровых моделей.

Но девяностые годы стали кошмаром в развитии молодого технического вида спорта. В связи с проводимыми в стране реформами ухудшилась экономическая ситуация, которая больно ударила по существованию мотобола. Организациям и предприятиям стало трудно содержать подшефные команды, и они стали закрываться одна за другой. К концу девяностых годов в мотоболе осталось всего десять команд. Основное количество тренеров и специалистов мотобола, которые определяли развитие и игровое лицо вида спорта, покинули его. Оставшиеся команды, ведомые неопытными тренерами, начали показывать не внятную командную игру, с упором на индивидуальные действия своих лидеров. Весь опыт и все игровые и тактические наработки в развитии вида спорта были преданы забвению, а мотобол после девяностых годов начал развиваться, как бы с чистого листа. Самая главная потеря зрелищности и качества мотобола, это утрата командами ведения коллективной игры. Возникают острые вопросы и после знакомства с формулой проведения главного соревнования, чемпионата России. Понятно, что провести достойный чемпионат, как это было раньше, в данной финансовой ситуации, сложно. Но как понимать календарь первого круга чемпионата 2022 года, когда чемпион страны, команда «Металлург» из города Видное, проводит четыре выездные игры на Кубани в течении одной недели. Вот так пробежались по станицам и весям и домой. После этого не надо утверждать, что игры идут для болельщиков, а народ то в будние дни работает. Вот такая у нас в мотоболе получается популяризация.

-5

Международный товарищеский матч по мотоболу. «Комета» (Элиста) – «Тайфун» (Мерш. ФРГ). Мотодром. Элиста. 1967 г.

-6

Международная товарищеская встреча по мотоболу в Элисте. «Комета» (г. Элиста) – «Тайфун» (г. Мерш, ФРГ)

Но самая главная беда нашего вида спорта, это игра на скользких асфальтовых полях и появление в арсенале команд, обратного виража (игрок с мячом, делает вираж от мяча) как главного приема индивидуальной игры, сломавшего все коллективные игровые принципы мотобола. Просматривается отсутствие профессионализма и глубоких знаний у большинства тренерских решений. Даже при наличии использования скоростных мотоциклов, игровая скорость особенно при переходе центральной линии и в игре перед штрафной площадью соперника, упала. Не умение на скорости переходить центральную линию, лишает команду главного козыря атакующих, скоростной атаки. Тактически не правильные построения атакующей команды, при переходе центральной линии, позволяют игрокам защищающейся, легко срывать эти самые скоростные атаки.

Мы не можем все время как мантру повторять главную причину всех игровых мотобольных бед, «асфальтовые поля», «асфальтовые поля». Но если уж сложилось такая ситуация то, что мешает тренерам команд разобраться в тактических построениях всего четырех полевых игроков, даже на этих полях. Не надо полностью запрещать, но назидательно рекомендовать игроку с мячом, перед линией, не делать обратный вираж, дабы не потерять своего партнера. Двум другим игрокам атакующих не открываться на линии для получения мяча, а прикрыть двух соперников. Вот тогда и появятся скоростные атаки, да еще и на ослабленную защиту соперника. Основным лекарством для скоростного ведения игры и эффективного перехода линии, есть парная игра команды, когда два игрока попеременно передают мяч друг другу, прикрывая партнера от соперника. Такая система игры дает возможность не терять партнера, всегда быть готовым для перехода центральной линии и игры в пас перед воротами соперника. Наблюдая за исполнением игроками команд этого пресловутого обратного виража, видишь, психологически его исполнение поднимает внутреннюю самооценку исполнителя, это видно по его довольному лицу после каждого такого удачно исполненного приема. Чему же в этом случае быть довольным? Утеряно направление атаки и ее скорость, утерян партнер, соперник успел вернуться в зону защиты своей команды. Вот здесь и возникает вопрос к руководству нашего вида спорта. Как могло так случится, что произошла потеря тактических наработок старой тренерской школы, которые ушли в небытие после лихих девяностых, и пропали из тренерской базы современного мотобола.

-7

В атаке В. Кондратенко. 1964 г.

-8

Чемпионат СССР 1977 г. «Ковровец» (г. Ковров) – «Комета» (г. Элиста).

-9

Полёт вратаря

-10

«Металлург» – «Комета». Борьба за мяч

-11

Спартакиада народов РСФСР. Сборная Московской области – сборная Калмыкии. г. Омск. 1979 г.

У нас ветеранов мотобола все чаще проявляется неприятное чувство сопричастности к падению качества игры современных команд, что мы не все сделали, чтобы передать свои знания новым поколениям мотоболистов. Нам как - то стало неудобно все время кивать на тяжелые девяностые, которые не позволили мотоболу стать в один ряд с достойными игровыми видами. Ведь даже с начала миллениума родилось и выросло поколение молодых людей, а мотобол в своем развитии застрял в прошлом веке. Многие виды спорта, которым тоже было тяжело в девяностых, динамично развиваются. В развитии мотобола не только отсутствует поступательное движения вперед, как это было в семидесятых и восьмидесятых годах, но произошла и потеря творческого потенциала наработанного предыдущими поколениями. Не проводятся тренерские и судейские семинары для учебы и обмена опытом, не используется наработанный ранее организационный, тактический и технический потенциалы. Нынешний тренерский состав команд просто не знаком с эффективными командными приемами ведения игры. Не ведется просветительская работа среди игровых составов по повышению общего уровня понимания вида спорта.

Так сложилось сейчас в российском мотоболе, что стратегию игры определяют две сильнейшие команды, «Металлург» город Видное и «Колос» город Ипатово. Валерий Нифантьев, президент комиссии мотобола России и президент команды «Металлург», занятой человек, на нем все организационные вопросы и проводить игровую стратегию он поручил бывшему игроку, а теперь тренеру Андрею Павлову. В команде «Колос» эту стратегию определяет играющий тренер Сергей Крошка. Это индивидуально сильные игроки мотобола. Один бывший (Павлов), другой играет и сейчас (Крошка), они всегда делали и делают акцент на использование в игре своих команд этого приема - обратный вираж. Игра их команд является главным промером для всех мотоболистов страны. Вот потому, весь российский мотобол, глядя на эти индивидуально-тактические «изыски» двух наших лучших команд, вместо организации командной игры, занимается фигурным вождением мяча. Можно назвать еще несколько игровых «шедевров» появившихся в последнее время, которые переворачивают нормальное понимание игры. Это розыгрыш шестнадцатиметрового штрафного удара в обратную сторону от ворот. Вместо того чтобы пробить по воротам соперника, игрок с мячом уезжает к центру поля, «чудеса». Или когда побеждающая команда, убивая игровое время, как говорили раньше болельщики, «тянет резину», забывая про ворота соперника. В таком динамичном виде спорта как мотобол, это выглядит не только отвратительно, но и пагубно влияет на общую зрелищность всего вида.

Нам бывшим игрокам мотобола, носителям той коллективной игры, которую исповедовали лучшие команды конца шестидесятых, семидесятых и первую половину восьмидесятых годов, дико смотреть на этот индивидуальный мотобол. Ветеранов, владеющих этими ценными знаниями, которые они могут передать современным игрокам, остались единицы. Но ситуация складывается интересная. Неоднократно, в неформальной обстановке, мы пытались поделиться своими знаниями с некоторыми действующими ведущими игроками. Но не достучались. Они с большой иронией и сарказмом отнеслись к нашим попыткам помочь им расширить свой тактический кругозор, это выглядело как, «мы и сами с усами». И тем не менее, мы предлагаем организовать встречу руководителей и тренеров команд с авторитетными ветеранами мотобола. Думаем, что такая встреча даст возможность всем посмотреть на ситуацию со стороны, лучше понять нашу игру, пополнит тактический багаж нынешних тренеров и сослужит хорошую службу всему российскому мотоболу.

А как обстоят дела с развитием мотобола у наших главных зарубежных соперников французов и немцев. Благо в YouTube есть возможность смотреть игры этих чемпионатов. Пример победной поступи российской сборной на многих европейских турнирах, смутил наших главных соперников, которые долгие годы во всем брали пример со сборной России. И это хорошо. Но они брали не все лучшее, а то что на поверхности. Многие европейские команды закатали свои хорошие гаревые поля асфальтом, что дало им возможность легко делать обратный вираж, который и убивает скоростную игру. Зная французский и немецкий стили игры в мотобол, основанный на скорости, можно спрогнозировать, что этот обратный вираж у них не приживется и со временем отпадет. Французы, бывшие законодатели мод в мотоболе пока продолжают копировать все действия и игру российской команды, но это временное явление, просто на данный момент состав исполнителей у них слабее российского. А что касается немецких команд, то у них стал просматриваться возврат к своей скоростной игре. У команд появился быстрый переход центральной линии позволяющий производить стремительную атаку на ворота соперника и достаточно результативные счета. Приятно удивляет хорошая посещаемость игр чемпионата болельщиками. Пора и российским стратегам мотобола проснуться, а то как бы не пришлось в будущем догонять немецкие команды.

-12

На приеме у председателя ЦК ДОСААФ маршала авиации А.И. Покрышкина. Обладатели кубка европейских чемпионов. 1973 г.

Анализируя сложившееся положение дел в нашем виде спорта, понимаешь, что ситуация в развитии мотобола на самом деле является тупиковой. Откуда нам всем нужно ждать творческого и делового посыла? Руководителя российского мотобола Валерия Нифантьева, которому досталось тяжелое наследие от бывшего руководителя Валерия Мосина, сорок с лишним лет наблюдавшего со своего кресла, за развитием и падением вида спорта, можно только пожалеть. Но руководимые Нифантьевым команды «Металлург» и сборная России, на данный момент являются лучшими среди соперников, а до таких жизненно-утверждающих и нравственных категорий как красота, эффективность, которые дают импульс развитию вида спорта и увлекают болельщика, у него пока руки не доходят.

P. S.

Санкции, наложенные на Россию в связи с проводимой нашей страной в Украине специальной военной операции, европейскими, так сказать, «партнерами», коснулись и нашего вида спорта. Чемпионат Европы, главное мотобольное соревнование года, который должен был состояться у нас в стране, в августе, в городе Видное Московской области там проходить не будет, они его перенесли в Литву. Сборные России и Белоруссии, как и все наши команды, по другим видам спорта, были отстранены от участия в соревнованиях. Но все истинные любители мотобола с большой надеждой смотрят в будущее, и верят, что российский мотобол найдет свою коллективную чемпионскую игру, которая и позволит восстановить в стране былую популярность нашего вида спорта.

Василий Кравцов, Андрей Резников

Заслуженные мастера спорта СССР по мотоболу,

игроки знаменитой элистинской мотобольной

команды «Комета» - «Автомобилист».