Найти в Дзене

Грандиозный мост на Соловках, который построили из-за нелогичного монастырского запрета

Одна из достопримечательностей Соловков, которую стремятся посетить почти все приезжающие сюда туристы — это Муксалмская дамба. Муксалмовская дамба — это мост, соединяющий два острова, Соловецкий и Большую Муксалму. Построен он был во второй половине позапрошлого века — в 1871 году. Что же заставило монастырскую братию потратить целых пять лет на постройку этого титанического сооружения длиной почти в километр через холодный пролив Железные ворота? Причина этого — монастырский устав, который запрещал держать на Большом Соловецком острове крупный рогатый скот. Монахи не могли противиться уставу — это закон, определяющий жизнь монастыря. Но вместе с тем и не могли отказаться от бурёнок — хоть монахи и не ели мяса, но вот молоко монастырю было очень нужно. Поэтому стада держали на ближайшем соседнем острове, Большой Муксалме, и оттуда периодически возили на плотах на пастбища на Большом Соловецком. Было очень сложно — ведь пролив мелкий, постоянно меняющееся течение, непогода... В итоге

Одна из достопримечательностей Соловков, которую стремятся посетить почти все приезжающие сюда туристы — это Муксалмская дамба.

Муксалмовская дамба — это мост, соединяющий два острова, Соловецкий и Большую Муксалму. Построен он был во второй половине позапрошлого века — в 1871 году.

Что же заставило монастырскую братию потратить целых пять лет на постройку этого титанического сооружения длиной почти в километр через холодный пролив Железные ворота?

Причина этого — монастырский устав, который запрещал держать на Большом Соловецком острове крупный рогатый скот.

Монахи не могли противиться уставу — это закон, определяющий жизнь монастыря. Но вместе с тем и не могли отказаться от бурёнок — хоть монахи и не ели мяса, но вот молоко монастырю было очень нужно.

Поэтому стада держали на ближайшем соседнем острове, Большой Муксалме, и оттуда периодически возили на плотах на пастбища на Большом Соловецком. Было очень сложно — ведь пролив мелкий, постоянно меняющееся течение, непогода...

В итоге группа послушников монастыря и некоторое количество наёмных рабочих под руководством монаха Феоктиста реализовало проект валунной дамбы.

Её необычная форма объясняется тем, что она проложена по наиболее мелкому месту пролива. Кроме того, изогнутая форма увеличивает прочность дамбы.

В строительстве дамбы использовались новейшие на тот момент мини-пароходы, а также лучшие инженерные инструменты, но всё равно на 99% это был титанический ручной труд по укладке валунов.

Ширина дамбы составляет примерно 5-6 метров. Из-за того, что песок, засыпанный между валунами, со временем рассеялся, сейчас преодолеть дамбу можно только пешком, слишком неровная поверхность.

Сейчас дамба находится в аварийном состоянии и разрушается. Так что, если вы планировали поезду на Соловки, поторопитесь, ещё несколько лет — и дамба может стать непригодной для перехода с острова на остров.