Его значение и характер
Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи!
Продолжаем наше изучение Утрени, чинопоследование которой осложнено множественными вставками и дополнениями, среди коих Кафизмы, о которых мы уже говорили и Полиелей, о котором мы поговорим сегодня.
Полиелей – это второй подраздел иноческого отдела Утрени, совершающийся по окончании кафизм (в том числе и 17-й), а точнее в их продолжение, хотя и не всегда, а лишь тогда, когда служба праздничная. Термин “полиелей” означает многомилостивое пение. Данное название происходит от того, что при исполнении псалмов много раз повторяется стих: «яко в век милость Его».
Обращаю внимание тех, кто до сих пор не заметил, что входящие в состав полиелея 134, 135 и 136 псалмы составляют первую “славу” 19 кафизмы, совершаемой по пятницам.
Так и было изначально. Например, согласно Студийскому уставу Полиелей совершался каждую пятницу и никогда более. Причем, совершался он, по типу кафизм, т.е. полиелейные псалмы не пелись, а стихословились тем же, кто на аналое читал Псалтырь.
Со временем же преп. Феодор Студит к кафизмам, в том числе и к первой “славе” 19 кафизмы для пения их за богослужением составил систему аллилуариев. Торжественный распев аллилуариев и хвалебное содержание упомянутых псалмов послужили поводом к перенесению их с утрени пятницы на праздничную невоскресную утреню, что имело место в Константинополе в X-XI столетии.
К XII веку Полиелей в иерусалимском богослужении в зимний период времени занимает место третьей кафизмы, предваряя «Непорочны». При этом любопытно, что некоторые памятники еще в XIII веке имеют специальные указания, запрещающие петь Полиелей на воскресных бдениях и даже зимнего периода года.
Сегодня же, хотя 17 глава Типикона предписывает петь Полиелей вместо Непорочных, начиная с отдания Воздвижения (т.е. с 22 сентября), до предпразднства Рождества Христова 20 декабря, и от отдания Богоявления 14 января до Недели сырной (до начала Вел.Поста) однако в наших храмах (в нарушение Устава) Полиелей совершается во все воскресные дни круглый год, да еще и в соединении с тропарями «Ангельский собор удивися», которые вообще-то должны петься взамен припевов ко всем стихам 17 кафизмы (по тому же принципу, как совершается пение Непорочных в Великую субботу).
Понятно, что если петь 118 пс. полностью, да еще и с тропарями, понадобится слишком много времени. Поэтому издавна выбрали лишь один самый характерный, 12 стих этого псалма «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», и к нему присоединили 6 воскресных тропарей, изображая этим пение как бы всей 17 кафизмы!! А то, что это имитация пения всей кафизмы, доказывается тем, что поются они на тот же 5-й глас, на который положено петь и 17-ю кафизму и оканчиваются обычным заключением кафизмы: «Слава и ныне», «аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже, – 3».
Кстати, кроме воскресных, существовали и другие тропари.
Так, например, в неделю Ваий, к припеву «Благословен еси, Господи, прилагались такие тропари: “Ангельский собор удивися, зря Тебе возшедша на жребя, ваиями и ветвьми всеми прославляема, на херувимских колесницах носима, осанна сыну Давидову слышавша”.
“Херувим, иже на раменах серафимов седящий, яко содержащий всяческая, на жребя возшел еси, языки покоряя и неверных, Владыко, родителей, через верных детей прославляющих Тя”… и т.п.
А в Великий Четверг такие: “Ангельский собор удивися, зря Тебе учеником собеседующа, тело Твое в пищу тайно подающа, нозе же, Спасе, умывающа рабов Твоих и от друга проданна на смерть”.
В великую субботу: “Ангельский собор удивися, зря Тебе гробу преданна и плащаницею и смирною, яко мертвеца, повита, Его же Иосиф во гробе положи, вся дланию содержащего”.
“Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменишася, Адам же, ликуя со Евою, взываше: погибшее овча аз есмь, воззови мя, Сыне, и спаси мя” и т.д.
Если же вернуться к вопросу о Полиелее, то следует еще отметить, что первоначально в его состав входили не только 134 и 135 псалмы, но и 136, который с XIII-XIV веков, в праздничные дни зимнего периода года, стали заменять другими псалмами, которые затем уступили свое место так называемым избранным псалмам.
Результатом такой замены (в декабрьские и январские праздники) оказалось то, что 136 псалом уцелел лишь в службах трех недель, предшествующих великому посту (чаще всего падающих на февраль). И таким образом, сегодня Полиелей совершается полностью (хотя и в сокращенном виде) лишь пред Четыредесятницей. И праздничное, а не покаянное значение 136-го псалма в данных службах подтверждается указанием современного Типикона петь этот псалом “с красною аллилуией ” и записью его в певческих книгах XV-XVII столетий демественным распевом, которым исполнялись торжественные песнопения.
До конца XVII столетия в русском богослужении существовала практика пения Непорочных на воскресной утрене в течение всего года, а также и на памяти отдельных святых, хотя бы и в седмичные дни.
Официальной датой прекращения этой практики считается 1682 год, когда был издан Типикон, указывающий в главе “О кафисмах во все лето” отмену пения непорочных в зимний период времени.
Чем это объясняется? Отмена пения Непорочных у нас произошла под влиянием практики греческого богослужения XVII столетия. Редакторы Типикона 1682 года, с одной стороны, стремясь подражать греческим порядкам, а с другой – не решаясь свести на нет пение «Непорочных» и «Полиелея», в силу исконной у нас традиции торжественного их отправления, заняли средний курс, ограничив пение «Непорочных» в основном летним периодом времени. Но у нас сегодня и эта возможность игнорируется. Предпочтение, как мы видим, отдается постоянному пению так называемого Полиелея.
Кстати, чин пения полиелейных псалмов в Типиконе и др. богослужебных книгах не указан. Музыкальная традиция придерживается пения его с припевом аллилуиа после каждого стиха. Напев для полиелейных псалмов не гласовой, а совершенно самостоятельный, отличающийся особою торжественностью.
Так сложилось, что полиелейные псалмы, как и Непорочны, исполняются не полностью. И так было издавна. Пелись отдельные стихи из них, впрочем, в большем количестве, чем это делается теперь.
Среди главных особенностей отправления Полиелея можно отметить,
1) Во-первых, то, что, если не было бдения, то он совершался при закрытых царских вратах, которые, согласно 23 гл. Типикона, открываются только для чтения Евангелия, а именно на степенных антифонах, служащих непосредственным приготовление к Нему, во время пения которых совершается трезвон (звон «в кампаны»), указывающий на то, что «во всю землю изыде вещание» Его.
2) Во-вторых, в тех случаях, когда с воскресением совпадал празднуемый святой, которому полагался «Полиелей», полиелейные псалмы не прилагались непосредственно к Непорочным. В таком случае Непорочны заканчивались пением тропарей “Ангельский собор”, малой ектеньей и пением ипакои на глас. Затем полагалось чтение из толкового Евангелия и уже после этого пели полиелейные псалмы с величанием.
О том, как совершалось это величание – тема следующей нашей встречи.
А пока, как обычно, жду ваши комментарии под данным видео.
Слушайте и скачивайте наш подкаст вот тут
#домашняяцерковьвадимакоржевского, #утреня, #православие, #храм, #служба, #псалмы, #традиции, #устав, #богослужение, #церковь,