Глубокий анализ выстраивания отношений Россия-Запад можно найти в работах д.и.н. А.И. Филюшкина «Изобретая первую войну России и Европы» и «Первое противостояние России и Европы». История нашей недружбы началась в XVI в., в эпоху Ивана Грозного. Почему до этого ни Европа, ни Московия не испытывали друг к другу никаких чувств? Мы не пересекались в военно-политических столкновениях. Торговали, да, но исключительно через Ганзейский союз в Новгороде и Пскове. В Европе Испания и Португалия решали вопрос колоний, Священная Римская империя пыталась собрать единую страну из отдельных княжеств, Россия строила централизованное государство и распространяла свое влияние на Сибирь. Все были заняты своими делами. Большинство европейцев и не подозревали, что где-то к Востоку от их государств раскинулась огромная страна.
Что, Московия с Европой не воевала? Воевала. Но, не считая войны в 1500–1503 годах с Немецким орденом в Ливонии, с кем? С Великим княжеством Литовским. Но жители ВКЛ по большей части были своими, русскими (еще в XVI веке русский язык был одним из официальных языков канцелярии ВКЛ), также исповедующими православие. А за что шли войны? За обладание русскими землями, которые московский князь считал своими, а литовский - своими. В выигрыше оказалась Москва. Почему Москва одержала верх в приграничных войнах? Хотя ВКЛ и Польша имели одного короля, польские паны в дела соседей не вмешивались, предоставляя им право разбираться друг с другом самостоятельно.
Постепенно население двух княжеств – Московского и Литовского - перестает идентифицировать своих соседей с исконными русскими людьми. Образуются «москали» и «люди литовские». Последние начали отождествляться с Европой и признаваться ею за своих. Пусть пока второсортных. Первосортными были польские паны.
Отметим эту первую линию раздела. Вернее, вторую. Потому что основное разделение Европы произошло в 395 году, когда она раскололась на Западную и Восточную Римскую империи. Каждая со своей христианской религией. Исторически Русь-Россия выбрала византийское православие и впала, по мнению католического мира, в ересь. Как следствие, Московскому государству стали недоступны достижения западной культуры, образования, наук и искусств.
Справедливости ради отметим, что и в России не было заботы до европейских дел. Да, отстаем в технологическом плане, ну и что. Но это же мы, а не они, обладатели единственно правильной веры, высшим выразителем которой был великий князь, а затем царь. Все, что идет с Запада, от латинян – неправильное, не угодное Богу. Словом, они сами по себе, мы сами по себе.
Происходило это до той поры, пока Священная Римская империя не поняла, что окончательно опоздала к разделу колониального пирога в Новом Свете. Но под боком находится Московия. Правда, она непонятная, чуждая, с очень холодным климатом, диковинными (по сообщениям) населением и зверями. Но должен же кто-то помочь Европе противостоять турецкой агрессии и остановить Реформацию. А для этого Европа должна выступить с высокой миссией – колонизировать Русское государство и привести в католическую веру.
Чтобы закрепить идею колонизации России в умах европейцев, на полную мощь включилась европейская пропаганда. В конце ХV — первой половине ХVI века из европейских печатен выходит масса трактатов, посвященных России. Они пользовались большим успехом у европейских читателей. Их авторы писали, что Россия очень выгодна «для колонизации, католической унии и военного союза против турок-мусульман».
Да вот беда: русские не читали западных сочинений. А на посыпавшиеся с конца ХV века предложения от послов римского папы и германского императора (католической унии, королевской короны для великого князя, антитурецкого союза) Москва отвечала отказом.
Ключевую роль в изменении отношения Европы и европейцев к России сыграла Польша. А.И. Филюшкин приводит «мнение Э. Клюга, что именно поляки в XVI в. распространяли на Западе миф об азиатской и варварской Московии, антагонисте христианского мира, впоследствии подхваченный в других странах». Польские публицисты писали, что «русские — грязные, дикие, нецивилизованные варвары, склонные к насилию и поэтому опасные для высокоразвитых народов».
Мощнейшая кампания по полной дискредитации России была развязана во время «Ливонской войны». Историки насчитывают «около восьмидесяти специальных пропагандистских изданий — «летучих листков» и газет, в которых агрессия московита против «христианского мира» рисовалась самыми черными красками. Именно во второй половине ХVI века возникает так называемая иваниана — цикл произведений западных авторов о царе-тиране. «Все это создавало стереотипы восприятия России как варварского неевропейского государства. Московиты, согласно общему мнению, были гораздо ближе к туркам, чем к людям по ту сторону Одера и Вислы. Этот стереотип станет культурным штампом и будет повторяться в европейской мысли и в ХVIII, и в ХIХ веке и доживет с вариациями до наших дней. Как точно определил Ларри Вульф, Россия заняла определенное место на ментальной карте мира с совершенно конкретной ролью анти-Европы. И в этой роли она оказалась необычайно востребована — как заметил американский историк: «Если бы России не было, ее следовало бы выдумать».
Давайте скажем честно: начавшееся в XVI в. «непонимание» Европой России в течение пяти последующих столетий никогда не заканчивалось. Ни антинаполеоновскую коалицию, ни освобождение славян от Османского ига, ни предоставление независимости, ни освобождение от нацизма, ни послевоенную помощь в восстановлении – ничего этого, как и различных своих обещаний, Европа не помнит. Россия всегда для нее была непонятной, чужой, варварской и опасной страной. И параллели между веком XVI и веком XXI напрашиваются сами.
В целом же комплекс взаимных русско-европейских упреков и обид настолько велик, что построение Европы от Лиссабона до Владивостока кажется утопией большей, чем знаменитые фантазии Томаса Мора.
Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.
Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.